Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 27.07.2017, 21:38

МКДОУ " Сказка" п. Рудничный

Меню сайта
Форма входа
Поиск

ЗНАКОМИМ ДЕТЕЙ С КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКОЙ Н.А РИМСКИЙ- КОРСАКОВ « ТРИ ЧУДА».

Волшебная музыка открывает сегодня нашу встречу! Волшебная она потому, что придумана композитором Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым к одной из самых удивительных сказок, которую вы все хорошо знаете Н. А. Римский-Корсаков - наиболее яркий сказочник среди всех русских композиторов.

Мы услышим музыку всех трёх чудес, тоже соединённую в один музыкальный рассказ. Это самое большое оркестровое вступление в опере. Огромная красочная картина. Все три чуда - волшебная белочка, 33 богатыря, выходящие из моря, превращение лебедя-птицы в прекрасную царевну - предстают перед нами в полном блеске. Оркестр подробно рисует каждое из чудес... Послушайте её начало:

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.

А написал эту удивительную сказку великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. У этой сказки длинное название – «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди». Композитору Н.А. Римскому-Корсако­ву она очень понравилась, и он решил написать к ней музыку. Сейчас мы по­слушаем ее. . А как вы познакомились с этой сказкой? Услышали дома, когда  вам её читала мама или бабушка? Слышали в записи? Смотрели мультфильм?

 На сюжет этой сказки композитор Н. А. Римский-Корсаков написал музыку для оперы. Только название у неё он немного сократил – «Сказка о царе Салтане».

В опере происходит много разных событий. мы услышим музыку всех трёх чудес, тоже соединённую в один музыкальный рассказ. Это самое большое оркестровое вступление в опере Знакомые музыкальные темы-образы здесь звучат полнокровно и сочно. Вот мы с вами говорим, что «Сказка о царе Салтане» - это сказка, причём сказка музыкальная. Значит, и в музыке, и в том, как эта музыка действует в опере, тоже должно быть что-то сказочное. Что же в ней особенно для нас интересного? На одной изображена белка в хрустальном дворце, на другой тридцать три богатыря, на третьей - красавица царевна. Словом, три чуда из «Сказки о царе Салтане». У каждого чуда есть своя музыкальная тема - яркая картинка, только написанная не красками, а звуками.

Выставляет иллюстрации к сказке, на которых изображены белка, Царе­вна-Лебедь, тридцать три богатыря и море.

Первое чудо В волшебном городе Леденце было три чуда. Первое из них - белка. Помните, как у Пушкина:

«Внимание! - говорят нам фанфары. - Сказка продолжается».

Ель растёт перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живёт ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поёт
Да орешки все грызёт.
А орешки не простые,
Скорлупы-то золотые.
Ядра чистый изумруд;
Белку холят, берегут.
Кучки ровные кладёт
И с присвисточкой поёт
При честном, при всем народе:
«Во саду ли, в огороде».

Сейчас вы услышите, как музыка рисует волшебную белочку. Её главную партию исполняет флейта.

Музыка танцевальная. лёгкая в высоком регистре. А ещё вы услышите напев русской народной песенки, о котором упоминает А. С. Пушкин, - «Во саду ли, в огороде».

Во саду ли, в огороде
Девица гуляла.
Она ростом невеличка,
Лицом круглоличка.

Музыка белочки очень светлая, прозрачная, хрупкая. В этой музыке композитор рассказал не о том, как белочка прыгает с ветки на ветку, а о том, как она поет. Песенка белки - это русская на­родная песня «Во саду ли, в огороде

Прозвучала звонкая песенка волшебной бе­лочки. Помните:

...белочка при всех Золотой грызет орех,

Изумрудец вынимает,

А скорлупку собирает,

Кучки ровные кладет,

И с присвисточкой поет

 При честном при всем народе:

Во саду ли, в огороде.

В музыке белки тоже есть «присвисточка». Ее исполняет инструмент с забавным названием:

флейта-пикколо, что в переводе с итальянского языка означает «маленькая флейта». Голос у нее тонкий нежный, очень  высокий, светлый и немножко свистя­щий. (Повторное прослушивание.)

Дети рассматривают иллюстрацию «Белка» В. Конашевича. Педагог обращает внимание де­тей на яркость, сочность красок, соответст­вие иллюстрации тексту стихотворения и ха­рактеру музыки.

 М.р. Вот уж чу­до, так уж чудо!

Хоть бы одним глазком посмотреть.

Под русскую на­родную мелодию

“Во саду ли, в огороде” на ширме появ­ляется белка, напевает высоким  звонким го­лоском и пляшет.

М.р. Ай да белка! Ай да затейница! Как называется русская народная пес­ня, которую Н. А. Римский- Корсаков использовал в своей опере для созда­ния образа белки?

Дети. “Во саду ли, в огороде”.

. Какая это музыка по своему характеру? (танцевальная, веселая, грациозная, ласковая, озорная, теплая, светлая, игривая, задорная, бойкая, прыгучая

Второе чудо   Второе чудо «Сказки о царе Салтане» - трид­цать три богатыря во главе с дядькой Черномо­ром. Это храбрые витязи, защитники волшебно­го города Леденца

«Внимание! - снова говорят нам фанфары. - Сказка продолжается».

Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольётся в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны как на подбор,
С ними дядька Черномор.

В музыке слышится тяжкая поступь витязей-богатырей и шум «бурливого» моря .В мелодии маршевый, мощный , чёткий ритм. Этот музыкальный отрывок  называется «Богатыри» Сначала мы услышим призывный голос трубы. Она возвестит о том, что к нам идут богатыри. Потом музыка изобразит их тяжёлую богатырскую поступь. Сначала богатыри будут идти издалека, и музыка будет звучать чуть слышно. Но постепенно она начнёт расти, усиливаться – это богатыри будут подходить всё ближе и ближе . А потом они вновь уйдут в морские волны, и музыка постепенно станет тише.

В музыке слышится грозный рокот морского прибоя. Море вскипает, бушует, плещет, и посте­пенно из него появляются богатыри. Музыка их, мужественная и торжественная, похожа на марш. Она рисует гордую поступь богатырей. (Дети рассматривают иллюстрацию «Тридцать три богатыря» В. Конашевича.) Богатыри постепен­но выходят из моря, князь Гвидон любуется ими. Краски торжественные, радостные, яркие. Как вы можете охарактеризовать это музыкальный образ? (грозный, торжественный, мужественная, величавый, гордый, напористый, широкий, взволнованный, решительный).

Третье чудо

«Внимание! - снова говорят нам фанфары. - Сказка продолжается».

В музыке ясно слышатся напористые, бурные волны и тяжелые, грозные  шаги богатырей, выходящих из морской пучины. Но внезапно море успокаивается и появляется сестра богатырей - прекрасная царевна- Лебедь

.За морем царевна есть, 
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет божий затмевает, 
Ночью землю освещает, 
Месяц под косой блестит, 
А во лбу звезда горит. 
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит, 
Словно реченька журчит.
Молвить можно справедливо, 
Это диво, так уж диво!

 Последнее чудо в этой сказке. Композитор рисует образ птицы, плывущей по волнам, звуки напоминают всплески воды, которую стряхивает с себя лебедь. В оркестре расцветает тема прекрасной царевны. Вольно, широко разливается музыка, как чудесная русская песня. А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит.

Царевна эта необычная, волшебная. Это и че­ловек, и птица, птица лебедь. Лебедь - это удиви­тельно красивая и грациозная птица, и музыка ее тоже грациозная, изящная, сказочная. Музыка звучит плавно, извилисто, песенно, волшебно. Она спокойная, волшебная, ласковая, задумчивая, легкая,  светлая, прозрачная, мечтательная.

Мелодия плавная, напевная, похожая на взмахи крыльев сказочной птицы: она то взлетает вверх, то падает вниз (отдельно проигрывает мелодик. показывает ее направление взмахом руки). А ак­компанемент (аккомпанемент - это сопровожде­ние) - нежный и трепетный - рисует тихое про­зрачное море, плещущее под легким ветерком (Проигрывается аккомпанемент.) А когда птица лебедь превращается в прекрасную девушку, ее музыка становится еще более ласковой, теплой и человечной. В ней звучит русская народная мело­дия «На море утушка купалася». (Дети слушают тему Царевны-Лебеди в аудиозаписи.)

Педагог и дети рассматривают репродукцию картины М. Врубеля и иллюстрацию В. Конаше­вича.

М. Врубель. «Царевна-Лебедь». Обратить осо­бое внимание на переливчатость цвета, на то, как появляется из перьев лицо Царевны, как она на наших глазах превращается из птицы в девушку Живописность картины таит в себе разгадку чуда, соответствуя настрою происходящего действа

В. Конашевич. «Царевна-Лебедь». Обратить внимание на то, как по-разному увидели Царевну- Лебедь эти два художника, на соответствие иллю­страции В. Конашевича пушкинскому тексту:

 Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит...

Звучит фрагмент “Царевна-Лебедь» Музыка подчеркивает её необыкновенную грациозность, красоту и великолепие. Музыкальный руководитель предлагает пофантазировать и представить себя героями этой сказки и придумайте движения к каждому музыкальному образу. (Дети по 3-4 человека придумывают движения к каждому образу)

Но вот, подошло к концу наше увлекательное путешествие. Какое у вас настроение, после прослушанной музыки? А как  можно выразить другими средствами свое впечатление о музыки? (С помощью рисунка.)

У меня есть иллюстрации.  Кто  изображен на них? А что в этих рисунках не хватает? (красок)

Воспитатель. Предлагает  пойти в группу и  раскрасить  рисунок  понравившихся героев и выразить свое настроение с помощью красок.

 

Официальные сайты
  • Министерство образования и науки РФ
  • МКУ Администрация Верхнекамского района/a>
  • МКУ Управление Образования Верх. района
  • Календарь
    «  Июль 2017  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
         12
    3456789
    10111213141516
    17181920212223
    24252627282930
    31
    Архив записей
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2017
    Создать бесплатный сайт с uCoz