Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 27.07.2017, 21:44

МКДОУ " Сказка" п. Рудничный

Меню сайта
Форма входа
Поиск

традиции

4.Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.

         Данная часть программы сформирована участниками образовательного процесса муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида «СКАЗКА» пгт  Рудничный Верхнекамского района Кировской области и отражает природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие п. Рудничный Верхнекамского района Кировской области. Она сформирована с учетом приоритетного направления деятельности по познавательному направлению развития детей дошкольного возраста и предопределяет отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет выпускникам ДОУ адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в здоровом образе жизни, рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды.

Назначение регионального компонента — защита и развитие системой образования  региональных культурных традиций и особенностей; сохранение единого образовательного пространства России; физическая направленность деятельности региона; обеспечение прав подрастающего поколения на доступное образование; вооружение дошкольников системой знаний о регионе.

Обучение в региональном компоненте строится на основе преемственности поколений, уникальности природной и культурно-исторической среды и региональной системы образования как важнейшего фактора развития территории.

Содержание регионального компонента образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях современного мира.

Для эффективной реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования выявлены и обоснованы следующие педагогические условия:

  • формирование культурной направленности личности дошкольника, на основе обновления содержания регионального компонента дошкольного образования;
  • подготовка педагогического коллектива к реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования;
  • создание культурно-развивающей среды ДОУ;
  • организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.

При определении педагогических условий реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования были учтены следующие положения:

  • определение социального заказа на интеграцию личности в национальную и мировую культуру,
  • выявление специфики реализации регионального компонента дошкольного образования в области

 

Данная часть Программы  реализуется через приоритетное направление в части формируемой участниками образовательного процесса посредством ознакомление детей дошкольного возраста с народной культурой.

 

4.1.Программа «Ознакомление детей дошкольного возраста с народной культурой»

Пояснительная записка.

 Направленность:  на формирование у детей дошкольного возраста представлений о культуре своего народа, формирование патриотических чувств, эмоциональный отзывчивости  развитие речи на образцах родного языка, устного народного творчества; развитие музыкальной деятельности на основе фольклора;  уважительного, бережного отношения ко всему живому.

 Цель:   совершенствование  системы  работы  по  ознакомлению  детей  с народной культурой.

Задачи:

  1. Отработка взаимодействий всех участников педагогического процесса по ознакомлению детей с народной культурой.
  2. Отработка внешних связей с учреждениями образования и культуры.
  3. Возрождение лучших традиций русской народной культуры.

Принципы :

  1. Работа по приобщению детей к народной культуре должна проводиться системно, как в организованной образовательной деятельности (на занятиях; часть занятия), так и в разных видах деятельности в течение всего дня.
  2. сформировано в соответствии с народным календарём, куда входят циклы жизнедеятельности человека на земле, праздники, ремёсла. Осенью - уборка урожая, заготовка продуктов на зиму, посиделки, ярмарки. Зимой - святки, рождество, колядки, зимние праздники, Новый год, обряды, крещенские посиделки. Весной - Масленица, Проводы Зимы, Вербное воскресенье, Пасха. Летом - Троица, Земля-именниница.
  3. Освоение  предполагает прежде всего:

-развитие речи на основе устного народного творчества;

-формирование патриотических чувств у детей, эмоциональный отзывчивости;

- развитие музыкальной деятельности на основе фольклора;

-уважительного, бережного отношения ко всему живому.

  1. построено с учётом возрастных особенностей.

Актуальность: Опыт работы с детьми  дошкольного  возраста позволил нам сделать вывод о том, что все воспитание  базируется в первую очередь на большом жизненном опыте нашего  народа. Только основываясь на нем, можно воспитать достойных граждан Родины. Приступая к созданию  в 1996 году комплексной целевой  программы «Ознакомление детей с народной культурой», коллектив нашего детского сада взял руководством к действию слова академика Дмитрия Сергеевича Лихачева, который сказал, что  пора  нам, наконец, прикоснуться  к   своим древним    камням,    к    своей памяти и к своей культуре. Мы  поставили своей целью   совершенствование  системы  работы  по  ознакомлению  детей дошкольного возраста  с народной культурой, к приобщению   к истинным вековым ценностям родного народа, традициям и обычаям нашего Кайского предка.   Испокон веков на Руси человек рождался и рос  с народным творчеством, и в наши дни  эти понятия неотделимы. Мы растем вместе с потешкой и пестушкой, с поговоркой и  загадкой. А какой русский не знает народных сказок и песен! Как много  народных игр, в которые играли наши деды, отцы и мы сами, могут быть интересны и нашим детям!  Образное слово поговорки, присказки, народной приметы и загадки сопровождают нас на всех этапах жизненного пути.

Срок реализации:  рассчитан на весь период пребывания ребенка в детском саду   до перехода его к школьному обучению.

Ожидаемые результаты: Результатами реализации  должно стать бережное отношение всех участников программы как к исконно русской культуре в целом, так и к культуре  народа своего края в частности; осознание каждого человека  значимой частью общества, в котором он живет. Результаты должны иметь практических характер и быть использованы в повседневной жизни и дальше при обучении в школе.

Анализ внешних и внутренних факторов, влияющих на выполнение:

1.Непосредственное участие и взрослых, и детей. Мы не просто смотрим, а сами принимаем участие. Взрослые - это сотрудники детского сада и родители воспитанников.

2. Задачи, которые ставятся на занятиях по народной культуре, будут усваиваться тогда, когда с ними будут знакомиться не только дети, но и их семьи.

          3. Ознакомление с народной культурой - это не только проведение народных праздников, это образ жизни, это организация окружающей среды и отношений между людьми. В реализации  должны участвовать все: и педагог, и коллектив, и обслуживающий персонал, и дети, и их родители.

       4. Необходимо уделять много времени изучению своего родного края: экскурсиям  по улицам посёлка, знакомству с интересными людьми - мастерами своего дела.

       5.  Следует стремиться преемственности между  детским садом и начальной школой (совместное проведение народных праздников, выставок, шефская помощь детскому саду, приглашение учеников на наши утренники и развлечения, посещение нашими детьми школьных мероприятий).

      6. Для успешной реализации  необходимо тесное сотрудничество, взаимопонимание воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физкультуре, педагога-психолога, а также поддержка со стороны администрации.

Перспектива: Большое  значение имеет осознан­ное восприятие для нравственного отношения детей к куль­турному наследию своего народа. Сначала интерес и любова­ние, затем — бережное отношение к тому, что их окружает. Характерной особенностью работы по формированию  бережного отношения к культурному наследию и чувства сопричастности ему является приобщение детей к народному   быту.

Формы подведения итогов реализации: проведение календарных праздников, участие в концертах   в КСЦ

 « Орбита», участие в районном фестивале детского художественного творчества .

           Сегодня,  подводя некоторые итоги, можно сказать, что результаты  работы по народной культуре имеют практических характер и  используются  в повседневной жизни и дают знания детям, которые помогают успешно обучаться в школе.

Данное направление составлено на основе программы «Надежда» г. Киров, программы «Наследие»  опубликованной в журнале «Дошкольное воспитание», авторской программы «Народная культура» Безносиковой  г. Киров.

Формы  работы с детьми включают в себя  беседы, практические занятия, театрализованную деятельность. Занятия в основном традиционные в сочетании с комплексными, групповые, подгрупповые. Занятия включают в себя теорию, народные игры, фольклор (пение частушек, хороводы), устное народное творчество (сказки, потешки, загадки, поговорки, пословицы), знакомство с народным календарем, обычаями и бытом русского народа и родного края.

Познавательные беседы развивают мышление ребенка, ос­мысленное восприятие события. У детей активно совершен­ствуется нравственное и эстетическое отношение к народным традициям, к национальному наследию. Занятия  проводятся в группе, в русской горнице, музыкальном  и физкультурном зале, библиотеке, на участке детского сада.

В «русской горнице» - музее, организованном силами сотрудников и родителей, знакомим детей с бытом кайского народа, показываем предметы домашнего обихода, некоторые орудия труда и  домашнюю утварь, проводим занятия по изодеятельности, устраиваем  угощение и  чаепитие.  Горница стала любимым местом в нашем саду: здесь мы встречаем гостей, проводим родительские собрания, любим почаевничать с коллегами. Проводя работу  в русской горнице мы подводим детей  к пониманию того, что русский народ всегда гостеприимен, а русский стол, особенно праздничный - это всегда хлебосольный стол.

Входит несколько разделов: «Семья», «Устное народное творчество», «Жилище», «Одежда», «Музыкальное творчество», «Народные и христианские праздники», «Народные промыслы», «Богатыри земли русской», «Русские народные сказки». «Семейно-бытовые обряды», «Знакомство с окружающим миром», «Народный календарь»,  а также практические занятия  (изготовление кукол из ткани, сбор лекарственных трав и заварка чая, лепка дымковский игрушек, аппликация, рисование, шитьё и вязание с девчонками).

Ведение предмета «Народная культура» начинается со второй младшей группы на занятиях по 10-15 минут 1 раз в неделю. В этом возрасте мы продолжаем знакомить детей с устным народным творчеством, колыбельными песнями, частушками, потешками, сказками. Много внимания уделяем маме, её любви к детям и любви детей к матери. Большое место занимает общение с природой: ознакомление с временами года, птицами, животными, деревьями. Учим детей любить природу и ухаживать за растениями, животными. Начинаем знакомство с русской народной одеждой, с предметами русского быта и народными праздниками.

В средней группе  занятия по народной культуре рассчитаны на 20 минут 1 раз в неделю. В этом возрасте мы развиваем понятие о людях, окружающих ребёнка, о себе самом, об улице. Рассказывая сказки, подводим детей к пониманию нравственных понятий; хорошо и плохо, добрый и злой. Продолжаем знакомить детей с устным народным творчеством, со временами года, с русской народной одеждой, с бытом русских людей и с народными праздниками. Большую радость приносят детям русские народные игрушки и игры с ними (матрёшки, дымка).

В старшей группе, где занятия проводятся  2 раза в неделю, детям даётся  понятие о семье, о роде, о Земле русской. Знакомим детей с культурой вятского края. Дети  узнают, как игрались свадьбы. Особое место в программе этой  группы занимает ознакомление с былинами, с богатырями земли русской. Дети знакомятся с разными видами народной сказки: волшебными сказками, бытовыми сказками, сказками о животных. Обращаем внимание на нравственную сторону: почёт труду и человеку трудолюбивому, героизму, осуждение лени, подлости, трусости.

В подготовительной группе расширяем понятия: Родина, народ, люди, герои, мастера. Даём знания и представления детям не только о народных, но и христианских праздниках. Дети учатся понимать смысл народных поговорок и пословиц. Продолжаем воспитывать у детей нравственные качества на примере русских народных сказок, былин. Большое внимание уделяется народным ремёслам, вятским и народным героям. В подготовительной группе расширяются знания детей о  природе родного края, воспитывается бережное отношение ко всему живому. Воспитываем гордость за свою страну, уважение к традициям русского народа. Знакомим детей с вятским разговорным словарем. Его составлением занимались учащиеся Рудничной средней общеобразовательной школы, а составлен он на материале нашего Верхнекамского района.

Учебный план

группы

занятия в неделю

занятия в год

кружковая работа

итого

2 младшая

1

36

-

36

средняя

1

36

-

36

старшая

2

72

-

72

подготовительная

2

72

1

36

108

всего

6

216

1

36

252

   Учебно-тематический план

Наименование тем, разделов

2 младшая

средняя

старшая

Подготовительная

1

Семья

4

7

-

2

2

Древняя земля.  Россия

-

-

3

2

3

Малая Родина

-

-

3

2

4

Устное народное творчество

5

4

5

2

5

Жилище

1

2

2

4

6

Одежда

1

1

4

4

7

Музыкальное творчество

5

2

1

1

8

Народные и христианские праздники.  Народные игры.

-

2

21

18

9

Народные промыслы

4

4

5

9

10

Богатыри земли русской

-

-

4

5

11

Русские народные сказки

9

6

14

14

12

Семейно-бытовые обряды

2

-

-

2

13

Знакомство с окружающим

5

8

10

12

 

Всего:

36

36

72

72

             

 

                 4.2.  Программа «Сад здоровья»

Пояснительная записка

МДОУ является детским садом общеразвивающего вида. Разработаны мероприятия на весь летний период, которые включают формирование знаний о здоровом образе жизни, спортивные праздники и развлечения, беседы, конкурсы, выставки, совместную работу с родителями и общественностью с учетом приоритетного направления деятельности  МДОУ, требований максимальной нагрузки на детей дошкольного возраста в соответствии с САНПиН 2.4.1.1249. – 03Также предусмотрены занятия по формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности, которые включают формирование представлений о здоровом образе жизни, правилах дорожного движения, валеологии, экологии.

           В МДОУ созданы условия для охраны и укрепления здоровья детей, для их полноценного развития. В каждой возрастной группе имеется инвентарь для физической активности детей: скакалки, мячи, обручи, нестандартное физкультурное оборудование, выполненное руками воспитателей и родителей. В физкультурных мини уголках каждой группы имеется набор необходимых предметов для закаливания и самомассажа детей: резиновые шипованые коврики, коврики с пуговицами, следами, ребристые доски. Для коррекции осанки и плоскостопия используются шнуры, обручи, гимнастические палки. Для осуществления занятий по физическому воспитанию детей в детском саду действует физкультурный зал, который оснащен необходимым физкультурным оборудованием. Для создания эмоционального настроя физкультурные занятия, утренняя гимнастика проводятся с музыкальным сопровождением (фортепиано, магнитофон), а для улучшения работы по совершенствованию развития речи детей проводятся занятия и подобраны комплексы утренней гимнастики с включением русских народных потешек и русских народных подвижных игр.

      1.Направленность :

Направлено на формирование системы знаний  о здоровье человека и здоровом образе жизни  у детей дошкольного возраста, мотивации их на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих людей.

2.Новизна :

*   В  организации летней оздоровительной работы педагогическим коллективом используются разные формы работы по укреплению и сохранению здоровья дошкольников.

*     Вся работа планируется и проводится по блокам с учетом приоритетного направления и потребностей родителей

3.Актуальностьв нашем обществе преобладает низкий уровень  мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья. Мы часто  слышим  об отсутствии культуры здоровья в России.  Воспитание гражданина ответственно относящегося к сохранению и укреплению своего здоровья с ранних лет - должно стать главной задачей воспитания детей дошкольного возраста.

4.Отличительные особенности:  составлено с учетом местного компонента, потребностей участников образовательного процесса, концепции модернизации российского образования,  предусматривающей  создание условий для повышения качества общего образования. В этих целях созданы условия для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Стратегия развития здорового поколения россиян предполагает воспитание потребности у людей к здоровому образу жизни с младенческого возраста.

5.Педагогическая целесообразность: В деятельности  нашего МДОУ детский сад «Сказка» сформировано  представление о том, какие условия необходимы для оздоровления детей, апробируются  оздоровительные методики и методы медико-психолого-педагогического сопровождения ребенка.

    И все же  перед коллективом педагогов и родителями  наших воспитанников остаются вопросы, требующие дальнейшего осмысления и технологического построения, например, как в современном мире сформировать у детей потребность в здоровом образе жизни, привычку быть здоровым,  активность и ответственность родителей  за формирование у детей навыков и привычек  ответственности за свое здоровье,. Решение этих проблем – предмет программы развития, разработанной в нашем дошкольном учреждении,  реализацией которой занимаются  все участники образовательного процесса.

      6. Цель: создание условий для сохранения и укрепления здоровья  воспитанников МДОУ, привитие им навыков здорового  образа жизни посредством развития  в учреждении здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды.

7.Задачи :

1. формирование системы знаний  о здоровье человека и здоровом образе жизни  у детей дошкольного возраста, мотивации их на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих людей.

2. Осуществление медико-педагогического и психолого-педагогического мониторинга состояния здоровья детей.

3. Внедрение  системы оздоровительных, профилактических и коррекционных мероприятий.

4. Укрепление материально-технической базы учреждения, приведение условий воспитание и образования в  полное соответствие с санитарно-гигиеническими нормами и правилами.

8.Возраст, на который ориентирован – от 1.5 до 7 лет

9.Срок реализации  – 1 год

10.Формы организации

  • Занятия
  • Праздники и развлечения
  • Экскурсии, походы
  • Театрализация
  • Индивидуальная работа
  • работа с родителями
  • совместная и самостоятельная деятельность

11.Ожидаемый результат

Создание здоровьесберегающей среды на территории детского сада для проведения оздоровительных мероприятий в теплый период времени. Сформированность у воспитанников и их родителей стремления  к здоровому образу жизни и укреплению здоровья .

12. Этапы  реализации 

1 .Подготовительный (январь-май .)

Цель: обеспечить мотивационную и теоретическую готовность участников проекта к решению проблемы.

Ожидаемый результат: Получение теоретических сведений по теме, планирование работы всех педагогов по проблеме, тщательный углубленный медосмотр дошкольников, проведение диагностик и собеседований с воспитанниками и их  родителями.

2.Организационный (до 1 июня )

Цель: разработать систему методического сопровождения проекта и систему мониторинга.

Ожидаемый результат: Разработка системы мониторинга и методического проекта.

З.Практический (до 31 августа )

Цель: реализовать проект и систему мониторинга.

Ожидаемый результат: Создание здоровьесберегающей среды в МДОУ детский сад «Сказка», стремление всех участников педагогического процесса  к здоро­вому образу жизни и укрепление здоровья   дошкольников.

4.Контрольно - оценочный (декабрь)

Цель: проанализировать и обобщить опыт работы.

Ожидаемый результат: обобщение опыта работы по теме.

            14.Формы подведения итогов.

   Участие в спортивных мероприятиях детьми дошкольного возраста, сохранение группы здоровья.  Диагностика проводится в  конце и начале  учебного года.

Официальные сайты
  • Министерство образования и науки РФ
  • МКУ Администрация Верхнекамского района/a>
  • МКУ Управление Образования Верх. района
  • Календарь
    «  Июль 2017  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
         12
    3456789
    10111213141516
    17181920212223
    24252627282930
    31
    Архив записей
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2017
    Создать бесплатный сайт с uCoz