Главная | Регистрация | Вход | RSS | Четверг, 22.04.2021, 04:48 |
МКДОУ " Сказка" п. Рудничный | |
Приветствую Вас Гость |
|
"Социальное партнерство ДОУ и семьи"«Социальное партнерство образовательной организации и семьи - основа развития личности ребенка в условиях реализации ФГОС». Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов. Работа с родителями в нашем детском саду строится в соответствии с нормативно-правовыми документами, где одной из главных задач стоит "взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка". Поэтому педагог в детском саду должен работать таким образом, чтобы родитель смог: - Преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребёнка; - Достичь понимания того, что нельзя ребёнка сравнивать с другими детьми; - Узнать сильные и слабые стороны развития ребёнка и учитывать их; - Быть эмоциональной поддержкой ребёнку. Федеральные государственные стандарты поддерживают решение этих же задач: 1. обеспечение открытости дошкольного образования; 2. обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей: -создание условий для участия родителей в образовательном процессе; -взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательный процесс, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание? Одни склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям. Закон РФ «Об образовании», в статье 18 говорит: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. В помощь семье в воспитании детей действует сеть дошкольных образовательных учреждений». Сила и действенность семейного воспитания, несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду или школе. Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармонической личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи. В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию. Главная тенденция обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. Это подразумевает изменения в системе "воспитатель - родитель", требует усилий от педагогического коллектива ДОУ. В настоящее время общение педагога с родителями строится на принципах доверия, диалога, партнерства, учета интересов родителей и их опыта в воспитании детей. Участи родителей в жизни детского сада идет на пользу всем - детям, воспитателям, родителям, престижу профессии и детского сада. Построение модели взаимодействия родителей и педагогов в нашем детском саду предполагает решение следующих задач: - активизировать воспитательные возможности родителей; -привлечь родителей к участию в образовательном процессе дошкольного учреждения; - использовать опыт семейного воспитания для реализации образовательных программ; - способствовать личностному обогащению всех участников взаимодействия посредством деятельности, ее преобразования и изменения; Можно выделить несколько уровней участия родителей в жизни детского сада: • оказание разовой помощи; • участие в образовательной работе с детьми на занятиях, в деятельности кружков, развлекательных мероприятий и т. п. • участие в качестве постоянных добровольных помощников; • участие в принятии решений относительно ребенка или группы, которую он посещает; • участие в обсуждении вопросов и принятие решений, касающихся деятельности ДОО в целом. Выделение уровней не означает, что каждая семья в процессе партнерского сотрудничества с детским садом будет продвигаться от одного уровня к другому. Это значит только то, что строить взаимоотношения с семьями нужно на основе индивидуальности, признания за семьей права выбора. Сегодня, когда родители зачастую испытывают трудности в общении с собственным ребёнком, нельзя ограничиваться только пропагандой педагогических знаний, в которой родители лишь пассивные участники. Поэтому стала использовать такие формы работы, на которых знания преподносятся в процессе сотрудничества педагог-родитель, педагог-ребенок - родитель. Работа с семьями воспитанников предполагает несколько этапов. В самом начале – знакомство с родителями, установление с ними доверительных отношений, знакомство с жизнью семьи, её интересами, проблемами и трудностями в воспитании здорового ребёнка. 1.Эффективность взаимодействия педагога с родителями во многом зависит от изучения семейного микроклимата. Для этого широко используем такой метод, как анкетирование и опросы, которые помогают: - получить информацию о ребёнке, его жизни в семье; - обеспечивать единство воспитательного процесса в семье и детском саду ; - анализировать качество проводимой работы с родителями. 2.Организация фотовыставок «Осень в саду, в лесу, у водоема», «Мы занимаемся», «Улыбайтесь вместе с нами» 3. Выставка совместного творчества: «Снегурята», «Военная техника», «Чтобы помнили», «Права для всех и т.д. отражающими тематику проводимых мероприятий. 4.Анкетирование и тестирование на разные темы, выявляет интересы, мнения и пожелания родителей к работе педагогов, обучению дошколят ( «Кто для Вас воспитатель?», «Укрепление здоровья детей и снижение заболеваемости», «Память о Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг». Посещения на дому завершают полную картину, характеризующую развитие и воспитание ребёнка в домашних условиях. Работу с семьей многие педагоги считают одним из самых трудных видов профессиональной деятельности. Сказанному существует целый ряд причин, в том числе проблемы современной семьи, которые, как показывает практика, невозможно решить только традиционными методами. А они существенно влияют на самочувствие и благополучие и ребенка, и взрослого. В своей педагогической деятельности я использую как традиционные (родительские собрания, беседы, консультации, анкетирование, наглядная информация, выставки посещение семьи. совместные мероприятия) так и инновационные методы. На первом этапе работы с семьями воспитанников мной использовался инновационный метод – работа адаптационной группы «Группа выходного дня». (от себя) Таким образом, можно осуществлять дифференцированный подход в работе с семьями воспитанников. В дальнейшем – формирование установки на сотрудничество. Здесь используем следующие формы работы: • ознакомление родителей с результатами диагностики детей в начале и конце учебного года; • консультационная помощь и составление индивидуальных планов по укреплению здоровья и развитию детей в семье; • ежемесячное обновление информационного стенда для родителей и групповых рубрик в родительских уголках, освещающих всесторонние, интересующие родителей вопросы; • индивидуальные и групповые консультации, проведение тематических родительских собраний, которые дают возможность правильно выстроить воспитание и развитие ребёнка в домашних условиях; • рекомендации в виде буклетов, памяток и папок-передвижек помогают родителям накапливать багаж знаний по воспитанию детей. Использование данного вида текстовой информации доказывает, что она наиболее эффективна, чем информация на стендах, так как с их содержанием можно спокойно познакомиться дома на досуге; • выставки (методических пособий, научно-популярной литературы, игр, спортивного и нестандартного оборудования, фотоколлажей и т. д.).
После этого – организация совместных мероприятий детей и родителей, в ходе которых родители получают как теоретические знания, так и практическую подготовку по вопросам воспитания. На этом этапе мной используются следующие формы работы:
Хочется выделить инновационные методы:
Участие в федеральном проекте по здоровьесбережению «Беги за мной»,который проводился еженедельно с октября по май месяц 2015года.Родители выразили благодарность,через публикацию в районной газете «Прикамская новь».
При организации таких мероприятий всё направлено на то, чтобы сблизить детей и родителей, доставить радость от совместной деятельности, в ходе которой даже малоподвижные дети активно включаются в игры и движение, ведь самый действенный фактор в воспитании – личный пример взрослых. А если такие мероприятия заканчиваются чаепитием, то детям и родителям предоставляется дополнительная возможность пообщаться друг с другом, поделиться впечатлениями, обсудить планы на будущее. А вот что происходит с детьми, когда они видят своих родителей в группе: • в их сознании возникает позитивная связь между семьей и детским садом: если дети чувствуют, что членов их семьи принимают в саду с открытым сердцем, то у них возникает более доверительное отношение к работающим в группе взрослым; • присутствие и участие родителей в занятиях доставляет детям особое удовольствие, благоприятствует их успехам; • у ребенка наблюдается буквально взлет чувства собственного достоинства, даже если участие членов семьи носит редкий и непродолжительный характер; • знакомство с другими взрослыми расширяет социальный опыт и дает положительные модели для подражания; • дети начинают признавать полномочия других взрослых (помимо воспитателей) и относятся к ним как к источнику знаний и опыта; • взаимодействие с семьями детей, которые представляют разнообразные культурные традиции, создает возможность для формирования толерантности; • дети из неполных семей смогут частично реализовать свою потребность в общении, внимании, ласке. Не отказываясь от проверенных традиционных форм работы,стараюсь шире внедрять в практику своей работы нетрадиционные формы организации общения с родителями, придавая им живой, практический характер. Родители получают возможность приобщиться к делам детского сада, видеть результаты деятельности своих детей и заинтересованность воспитателя. На каждом из проведённых мероприятий царит атмосфера творчества, добра, сплоченности, инициативы, что положительно влияет как на детей, так и на родителей, по-настоящему сближает их. Используя различные формы работы с семьей ,я убедилась в том, что все они весьма эффективны, а также что дело не в количестве информации, предлагаемой родителям, а в степени её новизны, актуальности и неординарной подаче. Становясь активными участниками "общественной "жизни и процесса обучения детей, родители чувствуют себя нужными, вносящими свой вклад в общее дело и для своего ребенка. Присутствие в группе родителей имеет для них следующие плюсы: • они могут наблюдать за своими детьми на фоне их сверстников, что дает возможность лучше разобраться в вопросах развития ребенка, научиться и дома применять подходящие методы воспитания; • у родителей формируется более высокая оценка достижений своих детей и гордость за них; появляется возможность поработать в профессиональной среде, что может побудить к получению дополнительного образования, поступлению на какие-либо курсы или даже превратиться в постоянную работу; • развивается более глубокое понимание процесса обучения детей дошкольного возраста; формируется правильное понимание возможностей обучения и сложностей, которые с этим связаны; • возникает доверие к воспитателям и другим сотрудникам детского сада; • делается выбор детского сада для последующих детей; • родители обучаются видам деятельности, которыми можно с удовольствием заниматься с детьми дома; • взрослые знакомятся с друзьями своих детей, о которых знают из рассказов сына или дочери; • устанавливаются длительные дружеские связи с другими родителями.
Я поняла, что привлечение родителей к работе с детьми в группе создает дополнительные возможности для всех участников образовательного процесса и позволяет реализовывать сложный, с точки зрения педагогов, индивидуальный подход к работе с семьей. |
|
Copyright MyCorp © 2021 |
Создать бесплатный сайт с uCoz |