Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 19.11.2017, 11:49

МКДОУ " Сказка" п. Рудничный

Меню сайта
Форма входа
Поиск

"Социальное партнерство ДОУ и семьи"

«Социальное партнерство образовательной организации и семьи - основа развития личности ребенка в условиях реализации ФГОС».

Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности.

В то же время это период, в течение которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов. Работа  с родителями в нашем детском саду строится в  соответствии с нормативно-правовыми документами, где одной из главных задач стоит  "взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка".

Поэтому педагог в детском саду должен работать таким образом, чтобы родитель смог:

- Преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребёнка;

- Достичь понимания того, что нельзя ребёнка сравнивать с другими детьми;

- Узнать сильные и слабые стороны развития ребёнка и учитывать их;

- Быть эмоциональной поддержкой ребёнку.

Федеральные государственные стандарты поддерживают решение этих же задач:

 1. обеспечение открытости дошкольного образования;

 2. обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей:

 -создание условий для участия родителей в образовательном процессе;

-взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательный процесс, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

 

        Что  важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание? Одни  склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям.

        Закон РФ «Об образовании», в статье 18 говорит: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. В помощь семье в воспитании детей действует сеть дошкольных образовательных учреждений».

 Сила и действенность семейного воспитания,  несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду или школе.

         Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармонической личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.

В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.

           Главная тенденция обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. Это подразумевает изменения в системе "воспитатель - родитель", требует усилий от педагогического коллектива ДОУ.

          В настоящее время общение педагога с родителями строится на принципах доверия, диалога, партнерства, учета интересов родителей и их опыта в воспитании детей.   Участи  родителей в жизни детского сада идет на пользу всем - детям, воспитателям, родителям, престижу профессии и детского сада.

       Построение модели взаимодействия родителей и педагогов в  нашем детском саду предполагает решение следующих задач:

- активизировать воспитательные возможности родителей;

-привлечь  родителей к участию  в образовательном процессе дошкольного учреждения;

- использовать опыт семейного воспитания для реализации образовательных программ;

- способствовать личностному обогащению всех участников взаимодействия посредством деятельности,  ее преобразования и изменения;

  Можно выделить несколько уровней  участия родителей  в жизни детского сада:

• оказание разовой помощи;

• участие в образовательной работе с детьми на занятиях, в деятельности кружков, развлекательных мероприятий и т. п.

 • участие в качестве постоянных добровольных помощников;

• участие в принятии решений относительно ребенка или группы, которую он посещает;

• участие в обсуждении вопросов и принятие решений, касающихся деятельности ДОО в целом.

Выделение уровней не означает, что каждая семья в процессе  партнерского сотрудничества с детским садом будет продвигаться от одного уровня к другому. Это значит только то, что строить взаимоотношения с семьями нужно на основе индивидуальности, признания за семьей права выбора.

       Сегодня, когда родители зачастую испытывают трудности в общении с собственным ребёнком, нельзя ограничиваться только пропагандой педагогических знаний, в которой родители лишь пассивные участники. Поэтому  стала использовать такие формы   работы, на которых знания преподносятся в процессе сотрудничества педагог-родитель, педагог-ребенок - родитель.

           Работа с семьями воспитанников предполагает несколько этапов.

 В  самом  начале – знакомство с родителями, установление с ними доверительных отношений, знакомство с жизнью семьи, её интересами, проблемами и трудностями в воспитании здорового ребёнка.

1.Эффективность взаимодействия педагога с родителями во многом зависит от изучения семейного микроклимата. Для этого широко используем такой метод, как анкетирование и опросы, которые помогают:

- получить информацию о ребёнке, его жизни в семье;

- обеспечивать единство воспитательного процесса в семье и детском саду ;

- анализировать качество проводимой работы с родителями.

2.Организация фотовыставок  «Осень в саду, в лесу, у водоема», «Мы занимаемся», «Улыбайтесь вместе с нами»

3. Выставка совместного творчества:  «Снегурята», «Военная техника», «Чтобы помнили», «Права для всех и т.д.  отражающими тематику проводимых мероприятий.

4.Анкетирование и тестирование на разные темы, выявляет интересы, мнения и пожелания родителей к работе педагогов, обучению дошколят ( «Кто для Вас воспитатель?», «Укрепление здоровья детей и снижение заболеваемости», «Память о Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг».

Посещения на дому завершают полную картину, характеризующую развитие и воспитание ребёнка в домашних условиях.      

Работу с семьей многие педагоги считают одним из самых трудных видов профессиональной деятельности. Сказанному существует целый ряд причин, в том числе проблемы современной семьи, которые, как показывает практика, невозможно решить только традиционными методами. А они существенно влияют на самочувствие и благополучие и ребенка, и взрослого.

В своей педагогической деятельности я использую как традиционные (родительские собрания, беседы, консультации, анкетирование, наглядная информация, выставки

посещение семьи. совместные мероприятия)  так и инновационные методы.

     На первом этапе работы с семьями воспитанников мной использовался инновационный метод – работа адаптационной группы «Группа выходного дня». (от себя)

  Таким образом, можно осуществлять дифференцированный подход в работе с семьями воспитанников.

       В дальнейшем – формирование установки на сотрудничество.

Здесь используем следующие формы работы:

• ознакомление родителей с результатами диагностики детей  в начале и конце учебного года;

• консультационная помощь и составление индивидуальных планов по укреплению здоровья и развитию детей в семье;

• ежемесячное обновление информационного стенда для родителей  и групповых рубрик в родительских уголках, освещающих всесторонние, интересующие родителей вопросы;

• индивидуальные и групповые консультации, проведение тематических родительских собраний, которые дают возможность правильно выстроить воспитание и развитие ребёнка в домашних условиях;

• рекомендации в виде буклетов, памяток и папок-передвижек помогают родителям накапливать багаж знаний по воспитанию детей. Использование данного вида текстовой информации доказывает, что она наиболее эффективна, чем информация на стендах, так как с их содержанием можно спокойно познакомиться дома на досуге;

• выставки (методических пособий, научно-популярной литературы, игр, спортивного и нестандартного оборудования, фотоколлажей и т. д.).

  • Кроме этого использовала в работе мастер-классы: «Смешарики», «Куколка-куватка», «Что за прелесть эти сказки».
  • Участие в выпуске общей газеты детского сада с освещением событий в группе, благодарностью для родителей за участие в жизни детского сада, достижениями детей.

           После этого – организация совместных мероприятий детей и родителей, в ходе которых родители получают как теоретические знания, так и практическую подготовку по вопросам воспитания.

На этом этапе мной используются следующие формы работы:

  • семейное творчество: словесное  «Сочиняем вместе сказку» (дети вместе со взрослыми сочиняли и оформляли сказку в форме книжки-малышки) ; художественное творчество (совместные работы детей и родителей – рисунки, коллажи, поделки );
  • домашние задания для родителей (найти и предоставить детям информацию о талисманах Олимпийских игр, придумать и нарисовать вместе с детьми свой талисман Олимпиады и т. д.); участие в конкурсах: «Знаток-дошколенок», «Зеленый огонек».
  • цикл совместной образовательной и развлекательной деятельности детей и родителей: тематическая встреча «Путешествие Колобка», конкурс  «Дорожные старты»; развлечения «Веснушковое ассорти», «Новогодняя сказка на новый лад» и т.д.;

Хочется выделить инновационные методы:

  • конкурс чтецов «Любимое стихотворение», «Как-то летом на рассвете…»
  • Привлечение родителей в работе по проектам «День рождения детского сада», «Безопасная дорога», «Новый год к нам идет».

Участие в федеральном проекте по здоровьесбережению «Беги за мной»,который проводился еженедельно с октября по май месяц 2015года.Родители выразили благодарность,через публикацию в районной газете «Прикамская новь».

  • Встречи в семейной гостиной: «Как отвечать на детские вопросы», «Гиперреактивность. Что с этим делать?»
  • Картотека игр и занятий  с детьми дома: «Методы саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей»

     При организации таких мероприятий всё направлено на то, чтобы сблизить детей и родителей, доставить радость от совместной деятельности, в ходе которой даже малоподвижные дети активно включаются в игры и движение, ведь самый действенный фактор в воспитании – личный пример взрослых. А если такие мероприятия заканчиваются чаепитием, то детям и родителям предоставляется дополнительная возможность пообщаться друг с другом, поделиться впечатлениями, обсудить планы на будущее.

А вот что происходит с детьми, когда они видят своих родителей в группе:

• в их сознании возникает позитивная связь между семьей и детским садом: если дети чувствуют, что членов их семьи принимают в саду с открытым сердцем, то у них возникает более доверительное отношение к работающим в группе взрослым;

• присутствие и участие родителей в занятиях доставляет детям особое удовольствие, благоприятствует их успехам;

• у ребенка наблюдается буквально взлет чувства собственного достоинства, даже если участие членов семьи носит редкий и непродолжительный характер;

• знакомство с другими взрослыми расширяет социальный опыт и дает положительные модели для подражания;

• дети начинают признавать полномочия других взрослых (помимо воспитателей) и относятся к ним как к источнику знаний и опыта;

• взаимодействие с семьями детей, которые представляют разнообразные культурные традиции, создает возможность для формирования толерантности;

• дети из неполных семей смогут частично реализовать свою потребность в общении, внимании, ласке.

     Не отказываясь от проверенных традиционных форм работы,стараюсь шире внедрять в практику своей работы нетрадиционные формы организации общения с родителями, придавая им живой, практический характер. Родители получают возможность приобщиться к делам детского сада, видеть результаты деятельности своих детей и заинтересованность воспитателя. На каждом из проведённых мероприятий царит атмосфера творчества, добра, сплоченности, инициативы, что положительно влияет как на детей, так и на родителей, по-настоящему сближает их.

     Используя различные формы работы с семьей ,я убедилась в том, что все они весьма эффективны, а также что дело не в количестве информации, предлагаемой родителям, а в степени её новизны, актуальности и неординарной подаче.

     Становясь активными участниками "общественной "жизни и процесса обучения  детей, родители чувствуют себя нужными, вносящими свой вклад в общее дело и для своего ребенка.

Присутствие в группе родителей имеет для них следующие плюсы:

• они могут наблюдать за своими детьми на фоне их сверстников, что дает возможность лучше разобраться в вопросах развития ребенка, научиться и дома применять подходящие методы воспитания;

• у родителей формируется более высокая оценка достижений своих детей и гордость за них;

появляется возможность поработать в профессиональной среде, что может побудить к получению дополнительного образования, поступлению на какие-либо курсы или даже превратиться в постоянную работу;

• развивается более глубокое понимание процесса обучения детей дошкольного возраста; формируется правильное понимание возможностей обучения и сложностей, которые с этим связаны;

• возникает доверие к воспитателям и другим сотрудникам детского сада;

• делается выбор детского сада для последующих детей;

• родители обучаются видам  деятельности, которыми можно с удовольствием заниматься с детьми дома;

• взрослые знакомятся с друзьями своих детей, о которых знают из рассказов сына или дочери;

• устанавливаются длительные дружеские связи с другими родителями.

 

     Я поняла, что привлечение родителей к работе с детьми в группе создает дополнительные возможности для всех участников образовательного процесса и позволяет реализовывать сложный, с точки зрения педагогов, индивидуальный подход к работе с семьей.

Официальные сайты
  • Министерство образования и науки РФ
  • МКУ Администрация Верхнекамского района/a>
  • МКУ Управление Образования Верх. района
  • Календарь
    «  Ноябрь 2017  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
      12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    27282930
    Архив записей
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2017
    Создать бесплатный сайт с uCoz