Речь, движения и музыка - это 3 средства, неразрывная связь которых составляет главное содержание Орфовской музыкальной педагогики.
Элементарная музыка - это игра звуками, детских музыкальных инструментов, человеческого тела, шумами предметного мира и природы. Все что нас окружает, может звучать. Звучащие жесты — это звуки человеческого тела, которое является первым естественным музыкальным инструментом, таящим в себе богатство тембров (щелчки, хлопки, скользящие движения).
Все это является поводом для игры воображения и фантазии. Самодельные инструменты позволяют начать процесс приобщения детей к музыке в отсутствие настоящих инструментов - это музыкальные игрушки, которые будят творческую мысль, помогают понять откуда и как рождаются звуки.
Каждый ребенок может выразить себя: придумать интонацию, изменить придуманное, сыграть, изобрести способ игры, показать его в различных движениях, украсить жестом, соединить все вместе. На занятии главный аргумент - дети. Их сияющие глаза, всегда ожидающие чуда, их быстрый изобретательный ум, раскрепощенность, интерес к музыке, умения включаться спонтанно в любое музицирование.
Детские стихи неотделимы от пляски, они ее организуют. Применение речи в обучении музыке - один из важнейших педагогических принципов К.Орфа. они важны потому, что музыкальный слух развивается тесной связи со слухом речевым. Базой для речевых упражнений служит, как правило, детский фольклор: считалки, дразнилки, заклички. Особое удовольствие и пользу дети получают, если речевые модели будут украшены выразительной мимикой и жестами.
Формы деятельности: пение, игра на детских музыкальных инструментах, речевые упражнения и движения.
Цель: привить детям первоначальные навыки творческого коллективного музицирования.
Главный помощник - быстрый темп занятий, 8-10 заданий, удобный, интересный. Упражнение длится 2-3 минуты.
«Мы сейчас с вами будем играть и придумывать что-нибудь интересное.
В сценарии можно почти все. Но нельзя шуметь и разговаривать, когда звучит музыка. Она любит тишину и внимание.»
Нужно приучить детей понимать все без слов: на языке мимики и жестов.
Главная задача - воспитание у детей навыков творческого ансамблевого музицирования, умения проявить индивидуальность, способность к самовыражению. Дети сами могут в нем многое изменить, играть с материалом и его отдельными элементами.
Нужно научить выразительно пользоваться звуком. Это нужно, чтоб человек знал: музыка — чудесный источник положительных эмоций, которые есть в нем самом: пой, шрай, посвистывай, двигайся под музыку и делай это так, как ты можешь и хочешь.
Дети становятся творцами легко и естественно. Они с радостью воспримут возможность не исполнять сочиненное и придумывать самим. Интерес детей к орфским инструментам неиссякаем, они хотят на них играть всегда. Легкость игры, способность откликаться на прикосновение чудесными звуками побуждают к игре ими. Детей привлекает не только звучание и вид инструментов, но и тот факт, что они могут сами извлекать из них столь прекрасные звуки.
Орфовская музыкальная педагогика, которая учит как играя обучать, обучая, развивать и делать это с удовольствием для всех участников процесса. У ребенка вырабатывается свой интерес к миру звуков - искренний и прикладной, в самом благородном смысле этого слова. Инструменты составляют самую привлекательную для детей область музыки. А движение должно участвовать как важнейший и обязательный компонент в музыкальном воспитании. Музыка и движение образуют неразделимое единство в концепции. Двигательное мастерство и умение детей совершенствуется, расширяя их возможности для творческого применения движений — это источник ни с чем не сравнимой радости детей.
Итак, в основе программы лежит элементарное музицирование как коллективная деятельность неразрывно объединяющая пение, ритмизованную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию.
Играем в оркестр
Цель : Приобщение детей к музыке, независимо от их способностей. Раскрепощение индивидуально творческих сил. Через игру на инструментах вывести детей на размышления о мире и жизни - музыка живая, умеет говорить, у не своя роль, которую надо понимать.
Задачи: Дать представление о рождении музыки, о звуках в пространстве, о гармонии и красоте, о сознании воспринимать музыку. Закрепить знания о временном характере музыкального искусства (метр, метрическая пульсация, ритмический рисунок). Дать представление о музыкальных и немузыкальных звуках, музыкальных произведениях, частью музыкального произведения, музыкальных жанрах (песня, танец, марш), ключевых музыкальных понятиях (мажор, минор, аккорд, лад, тембр, темп, музыкальный образ). Формировать умение слушать и различать музыкальные и немузыкальные звуки, эмоционально на них откликаться. Развивать музыкальную память, внимание, сосредоточенность, эмоциональность; учить преодолевать излишнюю застенчивость, скованность; развивать активность, инициативу, творчество ребенка (музицирование с фортепиано - каждый, кто подошел к фоно -пианист - совместно педагог и ребенок). Совершенствование чувства ритма, тембрового слуха через ритмические импровизации с использованием ударно - шумовых инструментов. Включение ДМИ в другие виды деятельности.
Музыкальные звуки.
С давних времен люди знали, что ритмическая речь эффективно воздействует на психику и пользовались этим. Стихотворные формы, песни способны возбуждать или успокаивать человека, вызывая даже радость и слезы.
Голос - это душа человека. Связь голоса, любого звука, акустической вибрации с первыми установлена еще в древности. Мы живем в океане рождения звуков и если даже на самое короткое время лишить человека акустических колебаний воздуха, у него начинается расстройство психики. Звуковые ритмы благотворно воздействуют на обменные процессы у растений и животных.
Даже обычные звуки имеют лечебный эффект:
А - вибрирует грудь, все клетки организма настраиваются на работу; углубленное дыхание;
О — вибрирует, уменьшается глубина дыхания;
Н - вибрирует головной мозг, стимулируется интуитивные процессы и творческие способности;
В - исправляются неполадки в нервной системе, головном и спинном мозге;
Е - чистильщик организма от грязи, он создает вокруг человека энергетический барьер для защиты от энероинформационного загрязнения;
М - энергетическая связь матери и ребенка — это звук, любовь и покой.;
Рэ -снимает стресс, страхи, заикание;
Тэ - очищает душу от тяжести, укрепляет сердечно - сосудистую систему;
У - колебания в глотке, гортани, укрепляет уверенность в своих силах;
Су - колебания нижней части легких;
Я - укрепляет уверенность в своих силах, на звуки работают все рефлексы, резонатор и генератор психологического процесса, он восстанавливает связь через разум с больными органами, гармония и психическая энергия;
Ха - ха, ха - ха - изгоняет духов болезни, насмехается над ними, очищение души и тела;
Ом - (ОУМ) - означает время, пространство и причину;
Мир звуков.
Музыка перед детьми предстает как живая. Она умеет говорить и у нее своя речь, которую надо понимать. Как живое рождается из клеток, зернышек прорастает, развивается и приобретает форму, так и музыка складывается из звуков, выливается в мелодию и образует форму.
На кружке музыкальных занятий мы учимся различать гремелки, шумелки, шуршунчики, стучалки, бренчалки - развивая ритмичное восприятие, слуховое восприятие, прививаем первоначальные навыки творческого и ансамблевого музицирования на основе развития импровизированного мышления и первичного моделирования творческих процессов, развивая природные способности ребенка. Эффективно развивается чувство, приобретаются навыки элементарного импровизированного мышления, движения, развивается речь, двигательная координация, тембровый, интонационно - речевой, ладовый слух, его четкость и реактивность.
Развивается - коммуникативные качества (умение сопереживать другим детям, воспитание умения вести себя в зале во время музицирования), формировать чувство такта и культуры, привычек в процессе группового обучения с детьми и взрослыми.
Дети обучаются простейшим элементам музыкального языка и умения практически применять в процессе работы над развитием у детей чувства ритма и звуко-высотного чувства, формируются устойчивые слуховые представления по основным выразительным свойствам музыки и накопления у детей активных словарей, музыкальных элементов для их дальнейшего самостоятельного использования.
|
|