Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 26.07.2017, 03:53

МКДОУ " Сказка" п. Рудничный

Меню сайта
Форма входа
Поиск

Программа «Ознакомление детей дошкольного возраста с народной культурой»

Пояснительная записка.

 Направленность:  на формирование у детей дошкольного возраста представлений о культуре своего народа, формирование патриотических чувств, эмоциональный отзывчивости  развитие речи на образцах родного языка, устного народного творчества; развитие музыкальной деятельности на основе фольклора;  уважительного, бережного отношения ко всему живому.

 Цель:   совершенствование  системы  работы  по  ознакомлению  детей  с народной культурой.

Задачи:

  1. Отработка взаимодействий всех участников педагогического процесса по ознакомлению детей с народной культурой.
  2. Отработка внешних связей с учреждениями образования и культуры.
  3. Возрождение лучших традиций русской народной культуры.

Принципы :

  1. Работа по приобщению детей к народной культуре должна проводиться системно, как в организованной образовательной деятельности (на занятиях; часть занятия), так и в разных видах деятельности в течение всего дня.
  2. сформировано в соответствии с народным календарём, куда входят циклы жизнедеятельности человека на земле, праздники, ремёсла. Осенью - уборка урожая, заготовка продуктов на зиму, посиделки, ярмарки. Зимой - святки, рождество, колядки, зимние праздники, Новый год, обряды, крещенские посиделки. Весной - Масленица, Проводы Зимы, Вербное воскресенье, Пасха. Летом - Троица, Земля-именниница.
  3. Освоение  предполагает прежде всего:

-развитие речи на основе устного народного творчества;

-формирование патриотических чувств у детей, эмоциональный отзывчивости;

- развитие музыкальной деятельности на основе фольклора;

-уважительного, бережного отношения ко всему живому.

  1. построено с учётом возрастных особенностей.

Актуальность: Опыт работы с детьми  дошкольного  возраста позволил нам сделать вывод о том, что все воспитание  базируется в первую очередь на большом жизненном опыте нашего  народа. Только основываясь на нем, можно воспитать достойных граждан Родины. Приступая к созданию  в 1996 году комплексной целевой  программы «Ознакомление детей с народной культурой», коллектив нашего детского сада взял руководством к действию слова академика Дмитрия Сергеевича Лихачева, который сказал, что  пора  нам, наконец, прикоснуться  к   своим древним    камням,    к    своей памяти и к своей культуре. Мы  поставили своей целью   совершенствование  системы  работы  по  ознакомлению  детей дошкольного возраста  с народной культурой, к приобщению   к истинным вековым ценностям родного народа, традициям и обычаям нашего Кайского предка.   Испокон веков на Руси человек рождался и рос  с народным творчеством, и в наши дни  эти понятия неотделимы. Мы растем вместе с потешкой и пестушкой, с поговоркой и  загадкой. А какой русский не знает народных сказок и песен! Как много  народных игр, в которые играли наши деды, отцы и мы сами, могут быть интересны и нашим детям!  Образное слово поговорки, присказки, народной приметы и загадки сопровождают нас на всех этапах жизненного пути.

Срок реализации:  рассчитан на весь период пребывания ребенка в детском саду   до перехода его к школьному обучению.

Ожидаемые результаты: Результатами реализации  должно стать бережное отношение всех участников программы как к исконно русской культуре в целом, так и к культуре  народа своего края в частности; осознание каждого человека  значимой частью общества, в котором он живет. Результаты должны иметь практических характер и быть использованы в повседневной жизни и дальше при обучении в школе.

Анализ внешних и внутренних факторов, влияющих на выполнение:

1.Непосредственное участие и взрослых, и детей. Мы не просто смотрим, а сами принимаем участие. Взрослые - это сотрудники детского сада и родители воспитанников.

2. Задачи, которые ставятся на занятиях по народной культуре, будут усваиваться тогда, когда с ними будут знакомиться не только дети, но и их семьи.

          3. Ознакомление с народной культурой - это не только проведение народных праздников, это образ жизни, это организация окружающей среды и отношений между людьми. В реализации  должны участвовать все: и педагог, и коллектив, и обслуживающий персонал, и дети, и их родители.

       4. Необходимо уделять много времени изучению своего родного края: экскурсиям  по улицам посёлка, знакомству с интересными людьми - мастерами своего дела.

       5.  Следует стремиться преемственности между  детским садом и начальной школой (совместное проведение народных праздников, выставок, шефская помощь детскому саду, приглашение учеников на наши утренники и развлечения, посещение нашими детьми школьных мероприятий).

      6. Для успешной реализации  необходимо тесное сотрудничество, взаимопонимание воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физкультуре, педагога-психолога, а также поддержка со стороны администрации.

Перспектива: Большое  значение имеет осознан­ное восприятие для нравственного отношения детей к куль­турному наследию своего народа. Сначала интерес и любова­ние, затем — бережное отношение к тому, что их окружает. Характерной особенностью работы по формированию  бережного отношения к культурному наследию и чувства сопричастности ему является приобщение детей к народному   быту.

Формы подведения итогов реализации: проведение календарных праздников, участие в концертах   в КСЦ

 « Орбита», участие в районном фестивале детского художественного творчества .

           Сегодня,  подводя некоторые итоги, можно сказать, что результаты  работы по народной культуре имеют практических характер и  используются  в повседневной жизни и дают знания детям, которые помогают успешно обучаться в школе.

Данное направление составлено на основе программы «Надежда» г. Киров, программы «Наследие»  опубликованной в журнале «Дошкольное воспитание», авторской программы «Народная культура» Безносиковой  г. Киров.

Формы  работы с детьми включают в себя  беседы, практические занятия, театрализованную деятельность. Занятия в основном традиционные в сочетании с комплексными, групповые, подгрупповые. Занятия включают в себя теориюнародные игры, фольклор (пение частушек, хороводы), устное народное творчество (сказки, потешки, загадки, поговорки, пословицы), знакомство с народным календарем, обычаями и бытом русского народа и родного края.

Познавательные беседы развивают мышление ребенка, ос­мысленное восприятие события. У детей активно совершен­ствуется нравственное и эстетическое отношение к народным традициям, к национальному наследию. Занятия  проводятся в группе, в русской горнице, музыкальном  и физкультурном зале, библиотеке, на участке детского сада.

В «русской горнице» - музее, организованном силами сотрудников и родителей, знакомим детей с бытом кайского народа, показываем предметы домашнего обихода, некоторые орудия труда и  домашнюю утварь, проводим занятия по изодеятельности, устраиваем  угощение и  чаепитие.  Горница стала любимым местом в нашем саду: здесь мы встречаем гостей, проводим родительские собрания, любим почаевничать с коллегами. Проводя работу  в русской горнице мы подводим детей  к пониманию того, что русский народ всегда гостеприимен, а русский стол, особенно праздничный - это всегда хлебосольный стол.

Входит несколько разделов: «Семья», «Устное народное творчество», «Жилище», «Одежда», «Музыкальное творчество», «Народные и христианские праздники», «Народные промыслы», «Богатыри земли русской», «Русские народные сказки». «Семейно-бытовые обряды», «Знакомство с окружающим миром», «Народный календарь»,  а также практические занятия  (изготовление кукол из ткани, сбор лекарственных трав и заварка чая, лепка дымковский игрушек, аппликация, рисование, шитьё и вязание с девчонками).

Ведение предмета «Народная культура» начинается со второй младшей группы на занятиях по 10-15 минут 1 раз в неделю. В этом возрасте мы продолжаем знакомить детей с устным народным творчеством, колыбельными песнями, частушками, потешками, сказками. Много внимания уделяем маме, её любви к детям и любви детей к матери. Большое место занимает общение с природой: ознакомление с временами года, птицами, животными, деревьями. Учим детей любить природу и ухаживать за растениями, животными. Начинаем знакомство с русской народной одеждой, с предметами русского быта и народными праздниками.

В средней группе  занятия по народной культуре рассчитаны на 20 минут 1 раз в неделю. В этом возрасте мы развиваем понятие о людях, окружающих ребёнка, о себе самом, об улице. Рассказывая сказки, подводим детей к пониманию нравственных понятий; хорошо и плохо, добрый и злой. Продолжаем знакомить детей с устным народным творчеством, со временами года, с русской народной одеждой, с бытом русских людей и с народными праздниками. Большую радость приносят детям русские народные игрушки и игры с ними (матрёшки, дымка).

В старшей группе, где занятия проводятся  2 раза в неделю, детям даётся  понятие о семье, о роде, о Земле русской. Знакомим детей с культурой вятского края. Дети  узнают, как игрались свадьбы. Особое место в программе этой  группы занимает ознакомление с былинами, с богатырями земли русской. Дети знакомятся с разными видами народной сказки: волшебными сказками, бытовыми сказками, сказками о животных. Обращаем внимание на нравственную сторону: почёт труду и человеку трудолюбивому, героизму, осуждение лени, подлости, трусости.

В подготовительной группе расширяем понятия: Родина, народ, люди, герои, мастера. Даём знания и представления детям не только о народных, но и христианских праздниках. Дети учатся понимать смысл народных поговорок и пословиц. Продолжаем воспитывать у детей нравственные качества на примере русских народных сказок, былин. Большое внимание уделяется народным ремёслам, вятским и народным героям. В подготовительной группе расширяются знания детей о  природе родного края, воспитывается бережное отношение ко всему живому. Воспитываем гордость за свою страну, уважение к традициям русского народа. Знакомим детей с вятским разговорным словарем. Его составлением занимались учащиеся Рудничной средней общеобразовательной школы, а составлен он на материале нашего Верхнекамского района.

Учебный план

группы

занятия в неделю

занятия в год

кружковая работа

итого

2 младшая

1

36

-

36

средняя

1

36

-

36

старшая

2

72

-

72

подготовительная

2

72

1

36

108

всего

6

216

1

36

252

   Учебно-тематический план

Наименование тем, разделов

2 младшая

средняя

старшая

Подготовительная

1

Семья

4

7

-

2

2

Древняя земля.  Россия

-

-

3

2

3

Малая Родина

-

-

3

2

4

Устное народное творчество

5

4

5

2

5

Жилище

1

2

2

4

6

Одежда

1

1

4

4

7

Музыкальное творчество

5

2

1

1

8

Народные и христианские праздники.  Народные игры.

-

2

21

18

9

Народные промыслы

4

4

5

9

10

Богатыри земли русской

-

-

4

5

11

Русские народные сказки

9

6

14

14

12

Семейно-бытовые обряды

2

-

-

2

13

Знакомство с окружающим

5

8

10

12

 

Всего:

36

36

72

72

             

 

Официальные сайты
  • Министерство образования и науки РФ
  • МКУ Администрация Верхнекамского района/a>
  • МКУ Управление Образования Верх. района
  • Календарь
    «  Июль 2017  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
         12
    3456789
    10111213141516
    17181920212223
    24252627282930
    31
    Архив записей
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2017
    Создать бесплатный сайт с uCoz