Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 25.07.2017, 05:37

МКДОУ " Сказка" п. Рудничный

Меню сайта
Форма входа
Поиск

Педагогический совет.

 Педагогический совет на тему

"Русская народная культура как источник духовно–нравственного развития

1 часть. Дискуссионная.    

Вступительное слово  - старшего воспитателя

Патриотизм - это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Россия – родина многих. Но для того чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные.

    Духовный творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать.

     Сегодня в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. В нашем детском саду создается благоприятная среда для развития детей. Программа обучения, содержательная индивидуальная деятельность, дифференцированный подход помогают всесторонне развить ребенка и адаптировать его к современной жизни. В пределах детского сада разворачивается действительность, полная различных противоречий, мелких вопросов, столкновений интересов и поведения. Дети вынуждены ежедневно решать сложнейшие, жизненные задачи: кто-то обидел ребенка, и он, полный горечи, ищет способ вылить свои горькие переживания, а иногда и сам обижает кого-то. Правильная организация деятельности детей - это тонкая профессиональная работа, содержанием которой является осмысление детьми реального взаимодействия с окружающей действительностью.

Родители, занятые постоянным добыванием денег, очень мало уделяют внимания детям. Изобилие иностранных передач на телеэкране, не могут обеспечить духовное развитие, дети обеспечены лишь материально. Так как большую часть времени дети находятся в детском саду, то приобщение их русской народной культуре является средством формирования моральных качеств.

Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки - это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством. И как важно с ранних лет, научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное.

Через устное народное творчество у ребенка формируется потребность в художественном слове. Поэтому не случайно, важным моментом в воспитательной работе стало широкое знакомство детей с устным народным творчеством.

Воспитание – это творческий, целенаправленный процесс взаимодействия воспитателя и ребенка, который постоянно видоизменяется в зависимости от личности педагога и от личности воспитанника. Эффективность воспитательного процесса зависит от того, в какой среде он протекает. Лишь при создании доброжелательной атмосферы, раскрываются положительные черты воспитанников.

«Просим в избу, красному гостю – красное место. Милости просим, а хлеб- соль- по- старинному. За хлебом  и солью всякая шутка хороша. Где потешнее, там и веселее».

     Сегодня мы будем говорить о нашей Великой русской культуре и влиянии её на детей

       Вопросы для беседы:

1) Считаете ли вы, что современность не отвечает тем ценностям, которые были заложены в древности?

2) Как, по вашему мнению, можно вернуть утраченные ценности русского народа, Какие условия необходимо для этого создать?

3) Какие духовно-нравственные ценности свойственны русскому характеру, и в чем наиболее ярко они выражаются?

4) Как вы считаете, почему формирование и развитие народной культуры надо начинать в дошкольном возрасте?

5) Какие способы наиболее эффективны при приобщении дошкольников к народной культуре?

6) Какие элементы народного творчества педагог может использовать в повседневной работе с детьми?

На ваш взгляд, какую роль предметы народного быта, декоративно-прикладного искусства играют в формировании высоких духовных качеств ребенка?

2 часть. Тренинг.

      «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…» ( Д.С.Лихачёв)

      Сейчас к нам возвращается национальная память, и мы по- новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно- прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. и или бабушки поют ему колыбельные, играют в игры - забавы (сорока, ладушки, коза-дереза и т.д.), читают потешки, скороговорки, заклички, народВ работе с детьми, имеющими различные недостатки речи, существует много средств по их устранению -малые фольклорные жанры одни из них. Русский фольклор богат и разнообразен и с ним ребенок знакомится уже с ранних лет, когда родителные сказки. Весь этот разнообразный, красочный речевой материал можно активно использовать в логопедических коррекционно - развивающих занятиях, на которых от ребенка требуется быть внимательным, терпеливым и усидчивым. Игровая форма занятий с интересными и веселыми стихами позволяет заинтересовать детей и выполнить поставленные коррекционные задачи.

Например, в занятиях по автоматизации звуков целесообразно использовать скороговорки, а также ребенку можно предложить ее еще и проиграть . Таким образом, малые формы фольклорного жанра являются не менее эффективными по сравнению с другими методами, так как привлекают детей своей формой, яркими поэтическими образами, положительно влияют на эмоциональный настрой ребят, и повышают эффективность работы, направленной на формирование всех сторон речевой активности.

Задание 1. "Пословица - цветочек, поговорка - ягодка" Правильно угадать форму устного фольклорного произведения:

Катилася торба с высокого горба.

В этой торбе — хлеб, соль, вода, пшеница.

С кем хочешь поделиться?

                  Говори поскорей, не задерживай добрых людей. (Ответ: считалка.)

 

Дождик, дождик, пуще!

 Дам тебе я гущи,

Хлеба — каравай,

Хоть весь день поливай! (Ответ: приговорка, припевка.)

Жил-был царь.

У царя был кол,

На колу — мочало,

Его ветром качало.

Не начать ли сказочку с начала? (Ответ: докучная сказка.)

 

Что возьмешь?

 Ниточку или иголочку?

Сахару кусочек или красненький платочек? (Ответ: скороговорка.)

 Смелость города берет. (Ответ: поговорка.)

  На всякое хотенье есть терпенье. (Ответ: поговорка.)

 Упрямого исправит дубина, а горбатого — могила. (Ответ: пословица.)

 

  В брюхе — баня.

В носу — решето.

Всего одна рука, да и та на спине.

(Ответ: загадка.)(Ответ на загадку: чайник.}

Задание  2 . Игровое упражнение «Знаете ли Вы?» (Хозяйка спрашивает гостей, а те ей отвечают, а потом зачитать, как правильно)

Без печи- хата не хата (с печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина. Печка наделялась волшебными свойствами, а образ её стал традиционным для русских сказок: она прячет Машу и брата от злых гусей- лебедей, везёт Емелю к царю и т.д.

Умей в гости звать, умей и угощать (русский народ всегда славился гостеприимством, всех гостей сажали в левый угол от печки, назывался он красным, т.е. красивый

Баня правит, баня всё исправит (баня снимала все недомогания, помогала от хворей- простуды, ревматизма и просто усталости, парились дубовыми или берёзовыми вениками)

Меньше пить – дольше жить (пьянство издавна считалось большим пороком)

Корова на дворе – харч на столе (животноводство давало крестьянину продукты питания , а лошадь была помощником в поле и средством передвижения)

Задание 3.  "Пословица неспроста молвится"

Назвать пословицы, в которых есть число "семь". Возможные ответы:

Беда семь бед приводит.

Лук от семи недуг.

Семь пятниц на неделе.

Один пашет, семеро руками машут.

Один с сошкой, а семеро с ложкой.
Прожил семь лет — нажил семь бед.
Семеро одного не ждут.

Семь верст киселя хлебать.

Задание 4. "Ветры горы разрушают, слова народы поднимают"
Угадать современное значение старославянских слов:

1. Кружлявый:
  - прыщавый:

     - кудрявый (правильный ответ);

  - веснушчатый.

  2.Уварахтаться:

   - испачкаться (правильный ответ);

   -  укутаться;

   - заблудиться.    

 3. Остолопиться:

   - сердиться:

   - упрямиться;

   - растеряться (правильный ответ);

 4.Встреснуться:

   -  влюбиться;

   - спохватиться (правильный ответ);

   - встряхнуться.

  5. Елдаечки:

   - пшеничные лепешки  (правильный ответ);

   - старинные женские украшения;

   - качели.

     Еще одной формой русского фольклора - является сказка. Это волшебный сказочный мир, наполненный чудесами и тайнами, будоражит воображение детей и взрослых. Войти в этот мир, принять его всем сердцем, ощутить себя в нем творцом и создателем - значит внести реальные изменения в реальную физическую жизнь. Погружение в сказку - это погружение в символический мир, во внутреннее пространство нашей души. В работе необходимо использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, я тем самым приобщаю их к общечеловеческим ценностям. Простой и ясный язык сказок, песенок, пословиц, поговорок, понятен детям.

Т.о.Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки - это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством. И как важно с ранних лет, научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное.

В работе по приобщению детей к русской народной культуре используются следующие методы:

- наглядный метод (демонстрация иллюстраций и картин, показ способов действий) ;

-словесный метод (коллективное чтение, заучивание наизусть по ролям с детьми среднего, старшего возраста, сочинение сказок) ;

-игровой метод (игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры). Детям нравится участвовать в литературных викторинах, "Вечерах общения" и "Уроках доброты". Речевые и музыкальные народные игры, танцы, попевки, песни находят отклик в душе каждого ребенка;

- практический метод: упражнение в проговаривании, звукоподражание, имитация действий.

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Как отмечал Д. С. Лихачев, "мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи: Национальные отличия сохраняются и в ХХI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний". Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Решая задачу воспитания у дошкольников патриотизма, интереса к прошлому нашего народа

3 часть. Игра "Всякое дело человеком ставится и человеком славится"

     Народная культура включает в себя различные промыслы - это гжель, хохлома, городец, палех, филимоново. Воспитатели в совместной деятельности широко используют эти виды декоративно - прикладного искусства, что благоприятным образом влияет на эмоциональный мир ребенка, его восприятие окружающего мира. Такая форма работы позволяет педагогу достигать и реализовывать различные программные задачи дошкольного воспитания.

На каждом столе у педагогов лежат черно-белые рисунки с изображением росписи под хохлому, городец, гжель и так далее.

Гостям предлагается ответить на следующие вопросы:

- Какие художественные народные промыслы вы знаете? (хохлома, палех, филимоново, гжель)

- Назовите основные цвета, присутствующие в этих народных промыслах?

- К какому виду народного промысла вы можете отнести изображение на ваших рисунках?

На подносе выложены карточки с вопросами, педагоги берут по одной и отвечают на свой вопрос. в В чем сходство и различие изделий из Хохломы и Городца?

    Чем отличаются дымковские игрушки от Богородских?
 Что изготавливают мастера Палеха и Холуя?
 Расскажите, что вы знаете о Гжели.

 Расскажите, что вы знаете о жостовской росписи.

 Чем знаменито село Семеново?

 Чем славится деревня Филимоново?

 Что вы можете рассказать о каргопольской игрушке?

Педагогам предлагается раскрасить рисунки соответствующими цветами.

4 часть. Рефлексия. "Пень не околица, глупая речь не пословица" Решение педагогического кроссворда.

По горизонтали:

1.  Основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического,
приключенческого или бытового характера. (Ответ: сказка.)

2.               Образное, краткое изречение, метко определяющее какое-либо явление. (Ответ: поговорка.)

3.               Устное народное творчество, "народная мудрость". (Ответ: фольклор.)

4.               Место изготовления игрушек с преобладанием в рисунке геометрических форм. (Ответ: Дымково.)

             5.    Короткая, из двух или четырех строчек, припевка в быстром темпе, часто сопровождающаяся при-

плясом. (Ответ: частушка.)

По вертикали:

1.  Инструмент для проработки мелких деталей, нанесения на поверхность изделия украшений при
лепке: штрихов, точек, волнистых линий. (Ответ: стека.)

2.               Устное народное творчество, песня-сказание, основанное на реальных событиях. (Ответ: былина.)

3.               Вид устного народного творчества, вопрос или задание, которые требуют решения. (Ответ: загадка.)

4.               Система цветовых сочетаний изделия. (Ответ: колорит.)

5.               "Золотая" роспись по дереву из Нижнего Новгорода. (Ответ: хохлома.)

6.               Чередование элементов росписи в определенном порядке. (Ответ: узор.)

 

  5 часть. Принятие решения.

• Продолжать знакомить дошкольников с русским народным творчеством, в системе планировать элементы народного фольклора в свободную и непосредственную образовательную деятельность, используя методическую разработку детского сада «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»

Сроки: в течение года. Ответственные: воспитатели, специалисты.

• В группах оформить альбомы и уголки по декоративно-прикладному искусству с методическими  рекомендациями по возрасту.

  Сроки: сентябрь 2013 г. учебный год Ответственные - воспитатели, специалисты.

• Пополнить методический кабинет описаниями народных игр, пособиями по народному   творчеству, конспектами нод, досугов, викторин, посвященных народному творчеству.

  Сроки: 2013-2014 учебный год. Ответственные- ст. воспитатель, воспитатели

• Оформить в родительских уголках информацию «Играйте с детьми в народные игры»

  Срок до 8 апреля 2012 г. Ответственные – воспитатели

· Организовать и провести просмотр совместной деятельности педагогов и детей по народной культуре.

  Срок до конца апреля 2013г. Ответственные – воспитатели, специалисты.

 

Официальные сайты
  • Министерство образования и науки РФ
  • МКУ Администрация Верхнекамского района/a>
  • МКУ Управление Образования Верх. района
  • Календарь
    «  Июль 2017  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
         12
    3456789
    10111213141516
    17181920212223
    24252627282930
    31
    Архив записей
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2017
    Создать бесплатный сайт с uCoz