Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 25.07.2017, 05:39

МКДОУ " Сказка" п. Рудничный

Меню сайта
Форма входа
Поиск

«Основы физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ».

«Основы физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ».

Обобщение опыта работы.

Подготовила:

старший воспитатель Чемарова Н.Л.

 

Охрана здоровья подрастающего поколения - одна из наиболее важных проблем российского образования. Три компонента понятия «здоровье» - физическое, душевное, социальное благополучие - требуют от работников системы дошкольного образования осмысления стоящих перед нами задач. От этого зависит здоровье детей, их жизнедеятельность, умственное развитие, прочность знаний, вера в собственные силы. В сохранении здоровья не менее важен и образ жизни, под которым следует понимать достаточную двигательную активность, рациональное питание, продуманный режим дня, отсутствие вредных привычек.

За основу программного обеспечения воспитательно-образовательного процесса нами были взяты:

«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.

А также парциальные программы: «Юный эколог» / С.Н.Николаева; «Безопасность» под редакцией  / Н.Н.Авдеева, Стеркина ;

«Вятский играй- город» Т.В.Маловой.

В условиях современной природно-социальной и экологической ситуации проблематика здоровья детей приобретает глобальный характер. Разнообразные медицинские, социологические, демографические и другие данные свидетельствуют о том, что в России только 40 % детей можно считать здоровыми. Таким образом, поиск эффективности мер, направленных на оздоровление приобретает первостепенное значение.

По мнению ученых, дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам жизни ребенка. Термин «критический возраст» введен учеными для характеристики тех фаз жизни ребенка когда он особенно чувствителен к повреждающим влияниям, что приводит к формированию отклонений здоровья, формирования аллергических реакций и хронических соматических заболеваний. Исходя из этого, физическое воспитание должно являться неотъемлемой частью жизни ребенка с самого рождения, а задача укрепления здоровья одна из приоритетных в работе ДОУ. Устойчивость организма к неблагоприятным факторам среды зависит не только от индивидуальных особенностей организма ребенка, но так же и от своевременного и правильного проведения специальных .оздоровительных мер.

Для проведения целенаправленной работы по укреплению и сохранению здоровья детей нами проведено анкетирование среди родителей. По результатам анкетирования родители заинтересованы в том, чтобы укреплять здоровье детей, у них есть представление о разных видах закаливания, значении физкультурно-оздоровительной  работы по укреплению здоровья и они поддерживают инициативу педагогов детского сада в работе по данному направлению.

 

Обсуждая результаты исследований, коллектив детского сада пришел к выводу, что без сознательного участия педагогов, родителей и самих детей в формировании и укреплении здоровья, координации усилий всех участников учебно-воспитательного и оздоровительного процесса успеха не добиться.

Коллектив детского сада принимал участие в  конкурсе «Образовательное учреждение - территория здоровья». Коллективом педагогов была разработана программа «Сад здоровья». Наша программа была отмечена за

выдающиеся, достижения  и  награждена  благодарственным письмом главы

Департамента образования Кировской области.

Программа «Сад здоровья» ставит и предлагает решать на практике задачи:

• обследование и диагностика детей;

   создание среды, сберегающей здоровье;

   планирование и организация физкультурных мероприятий;

    лечебно-профилактическая работа и закаливание;

 

        воспитание потребности в здоровом образе жизни;

        совместная работа детского сада и семьи, цель которой - воспитание
здорового ребенка.

Раскроем  эти положения несколько подробнее.

1.  «Диагностика и обследование детей»?

В своевременной коррекции процесса обучения с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка в планировании работы в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями здоровья детей. Сопоставляя на практике данные медицинских и педагогических наблюдений (каково состояние здоровья и физическое развитие каждого ребенка, как проходят дети период адаптации, каков уровень их физической подготовленности), мы имеем возможность:

-    устранять недостатки в организации успешной жизнедеятельности детей;

-    предотвращать утомляемость в ходе различных занятий;

-    определять   оптимальную   физическую   и эмоциональную   нагрузку
(разумеется с учетом индивидуальных возможностей детей);

-    намечать наиболее эффективные оздоровительные и профилактические
мероприятия.

Диагностическая работа проводится 2 раза в год . Данные сравниваются с результатами предыдущего обследования и со стандартами, а затем анализируются педагогами, выявляя причины, отрицательно влияющие на состояние здоровья детей.

Несколько слов о проблеме адаптации.

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация - активный процесс, который приводит человека к позитивным или негативным (стресс) результатам. При позитивном процессе выделяются два основных критерия успешности: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения способность легко и точно выполнять требования среды). Наша цель -успешная адаптация посредством формирования у детей чувства уверенности:

- Знакомим родителей детей-новичков с группой, с персоналом учреждения. Формируем положительную установку доброжелательной атмосферой, вниманием; организацией адаптационной группы, которую ребенок посещает вместе с родителями. В работе адаптационной группы используются совместные игры, разнообразная деятельность: художественное творчество, конструирование, музыкальная деятельность, режимные моменты.С родителями проводится анкетирование, беседы, консультации, родительские собрания.

2. В раздел «Создание среды, сберегающей здоровье ребенка»

Миссия ДОУ состоит в создании благоприятных условий для воспитания дошкольника. Созданная предметно-развивающая среда в ДОУ помогает ребенку отыскать область своих интересов, раскрыть потенциальные возможности, утвердиться творчески способной личностью. В этот раздел включены компоненты, совокупность которых объединена в понятие «здоровый образ жизни». Это создание условий для охраны жизни и здоровья детей, создание комфортной среды в детском саду; разработка режима дня и рационального двигательного режима; продуманное планирование занятий; организация рационального питания; обеспечение эмоционального благополучия; личностно -ориентированное взаимодействие с детьми и родителями. Компонент «эмоциональное благополучие» неслучайно включен в раздел. Играя связующую роль между потребностью и поведением, эмоции побуждают ребенка к определенной деятельности. Эмоции играют существенную роль при оценке результата. Но, чтобы эмоции приобрели и побудительную силу, необходим соответствующий эмоциональный опыт. Этот опыт наши дети приобретают в подвижных играх и упражнениях.

В детском саду функционируют спортивный зал, физкультурная площадка, музыкальный зал, «русская изба», игровые, оздоровительные и учебные зоны в групповых комнатах. Все помещения детского сада оснащены традиционным и нетрадиционным оборудованием, игрушками, пособиями, аудиосредствами, настольными играми, конструкторами и спортивным оборудованием. Для развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, воспитанию потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями в каждой группе оборудован «уголок здоровья». В этих зонах имеются мячи, скакалки, кегли, игры для развития мелкой моторики рук и физкультурное оборудование, сделанное руками воспитателей.

Родители имеют возможность получить информацию через консультации, наблюдать в повседневной деятельности, просмотр показательной организованной деятельности, возможность поучаствовать самим  в праздниках, конкурсах, викторинах. Физкультурные праздники, в которых участвуют несколько групп разного возраста и родители, проводятся не менее 3 раз в год. Они посвящаются различным сезонам года или могут носить тематический характер: "Мама, папа, я - дружная семья", «Состязания богатырей», КВН «Скажем здоровью: «Да!», в чем мы находим отклик со стороны родителей. Во все периоды года Дни здоровья сопровождаются эстафетами, подвижными и спортивными играми. Не остаются в стороне и наши педагоги, принимая активное участие в спортивных мероприятиях, как внутри детского сада, так и за его приделами.

 

3.Основная цель раздела «Планирование и организация физкультурных мероприятий» - формирование физической культуры личности, т.е. развитие собственных физических возможностей детей посредством двигательных действий. Как способ достижения используем опять-таки игровой метод: игровые упражнения, инсценировки, проблемные ситуации, игры-драматизации по мотивам народных сказок и литературных произведений.  

В группах созданы уголки физической культуры, где располагаются различные физкультурные пособия; оборудован физкультурный зал для занятий с разнообразными модулями, физкультурным нетрадиционным оборудованием, которое делается силами коллектива и родителей, оснащен тренажёрами. Всё это повышает интерес детей к физической культуре, увеличивает эффективность занятий, позволяет детям упражняться во всех видах основных движений в помещении.

На территории детского сада имеется спортивная площадка: дуги для прыжков, площадка для игры в волейбол, яма для прыжков в длину, спортивный комплекс, футбольные ворота.

Физкультурный досуг продолжительностью 30-45 минут организуется 1-2 раза в месяц. Он включает в свое содержание уже знакомые детям подвижные игры, эстафеты, разнообразные движения. Досуг может иметь тематическую направленность, например "Спортландия", " Страна здоровья", «Веселые старты с Дедом Морозом», «Праздник русской рубахи» и т.д.

У детей старшего дошкольного возраста ведутся секции инструктором по физической культуре.

4. Как мы строим лечебно-профилактическую работу и закаливание.

Изучаем данные о состоянии здоровья вновь поступающих детей, уровень их фи­зического развития. Дети принимают лечебно-профилактические процедуры - как общие, так и индивидуальные - все это делается под контролем медсестры. А также обязательные ежегодные профилактические осмотры детей врачами участковой  больницы.

Нами была разработана система профилактической и коррекционной работы:

-   Профилактика простудных заболеваний;

-   Комплексы упражнений по профилактике нарушений зрения;

-   Комплексы по профилактике плоскостопия;

- Комплексы по профилактике нарушений осанки ;

-   Снятие умственной усталости во время занятий (релаксационные паузы,
физкультминутки, массаж ушных раковин);

-   Прогулки;

-   Закаливание

-   Организована сенсорная крмната

Мероприятия на период повышенной заболеваемости гриппа и ОРЗ: использование народных средств: лук, чеснок, травяные настои; прием витаминно-минеральных комплексов; применение оксолиновой мази.

Особое внимание в режиме дня мы уделяем проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости:  

       -Ходьба босиком в теплое время года,

    - солнечные ванны;

-    хождение по коврику, смоченному в солевом растворе;
В течении всего года:

-    утренняя гимнастика;

-    гимнастика после сна;

-    полоскание полости рта и горла кипяченой водой и травяными настоями.

5. Цель раздела «Воспитание потребности в здоровом образе жизни» - формировать у детей элементарные понятия о своем теле, культуре гигиены, правилах поведения, об оказании первой элементарной помощи, а также умение справляться с жизненными трудностями. Прививаем        культурно-гигиенические       навыки,       формируем представления о строении своего тела, о назначении функций жизненно важных органов, о том, что полезно, а что вредно для организма; изучаем правила безопасности жизнедеятельности; формируем представления об окружающей среде.

С 2006 года в детском саду разработана и реализуется комплексно-целевая программа «Сад здоровья», которая предусматривает летнюю физкультурно-оздоровительную работу с воспитанниками. Основными направлениям являются: поддержание условий для здоровьесберегающего образа жизни детей летний период по рациональному здоровому  питанию,  витаминизации  пищи;  закаливанию;  формированию

осознанных представлений о здоровом образе жизни.

      Продолжение работы по воспитанию у детей дошкольного возраста осознанного положительного отношения к живой природе,, животным растениям, насекомым; использование экологической тропинки для знакомства детей дошкольного возраста - природным миром ближайшего окружения для экскурсий, ближних походов, физического развития детей, накопления положительного эмоционального опыта общения с природой родного края; Продолжение работы с детьми и их родителями по формированию знаний основ безопасности жизнеобеспечения в летний период.

Но одним из важнейших условий развития личности ребенка, достижения им социальной зрелости является совместная, согласованная работа окружающих его взрослых: родителей и воспитателей. Только совместная деятельность может дать значительный результат, когда речь идет о ребенке, его здоровье. Участие родителей в реализации нашей оздоровительной программы приобщает детей к здоровому образу жизни, способствует самореализации каждого и взаимообогащению всех. Взрослые и дети лучше узнают друг друга. Создается микроклимат, в основе которого - уважение к личности, забота о каждом, доверительные отношения между всеми участниками. Тем самым обеспечивается взаимосвязь всех составляющих здоровья физического, психического и социального.

Официальные сайты
  • Министерство образования и науки РФ
  • МКУ Администрация Верхнекамского района/a>
  • МКУ Управление Образования Верх. района
  • Календарь
    «  Июль 2017  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
         12
    3456789
    10111213141516
    17181920212223
    24252627282930
    31
    Архив записей
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2017
    Создать бесплатный сайт с uCoz