Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 19.11.2017, 04:07

МКДОУ " Сказка" п. Рудничный

Меню сайта
Форма входа
Поиск

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ СВОИМИ РУКАМИ.

Окружающий нас мир состоит из звуков; громких и тихих, ласковых и тревожных, Музыка присутствует всюду. Люди часто не замечают, что каждый предмет таит в себе совершенно неожиданное предназначение. Что бы понять это, достаточно чуть-чуть воображение и еще желание дать новую жизнь вещям, с которыми мы каждый день встречаемся дома. Имея под рукой несложные орудия производства, дошкольники могут из бросового материала (коробки, банки из под кофе...) создавать музыкальные инструменты.

Получая радость творчества от самостоятельного изготовления инструмента, дети продлевают эту радость во времямузицирование на них. Перед ребенком открываются большие возможности - ощутить прелесть созидания, радость от возможности творчески мыслить через доступные формы музицирование. Ребенок ощущает себя готовым обучаться игре на музыкальных инструментах, знакомиться с обширным и многоликим миром музыки.

Для изготовления музыкальных инструментов, даже простейших, необходимы условия и соответствующая подготовка. Начинать надо со сбора предметов, которые могут понадобиться при изготовлении инструментов. Это различного размера банки, коробки, рис, сушёный горох и многое другое.

Большая часть орудий труда, которые пригодятся для изготовления музыкальных инструментов, не требуют особенной ручной умелости и специальных навыков. Для создания инструментов понадобятся шнуры различного диаметра, рыболовная леска, скотч, клей и так далее. Для отделки нужна цветная и блестящая бумага, фольга, остатки материи, шаблоны, краски и другое.

Применение некоторых инструментов небезопасно, поэтому следует обратить внимание на соблюдение техники безопасности и правил поведения при работе.

Процесс внешней отделки музыкальных инструментов пробуждает у детей инициативу, развивает фантазию. Однако погоня за оформлением может привезти к ухудшению звучания инструмента.

Предпосылкой удачи при изготовлении самодеятельного инструмента является прежде всего фантазия и немного терпения. Собственноручно созданный инструмент и произведенные на нем звуки и музыка создают у ребенка особое состояние переживания собственного успеха. На созданном инструменте дошкольник может просто музицировать во время свободной деятельности, игры, создавать простейшие ритмические аккомпанементы для звучащей песни или мелодии, сравнивать звучание своего инструмента с инструментом, сделанный товарищем.

Цель такого музыкального инструмента: развитие у детей дошкольного возраста воображения, фантазии, коммуникативных навыков, природных способностей, метроритмического чувства, мелкой моторики рук, формирование элементарных навыков подыгрывания на ударно - шумовых музыкальных инструментах. 
В процессе игры на детских шумовых инструментах решаются следующие задачи: 

  1. знакомство с разновидностями детских элементарных музыкальных инструментов, овладение приемами игры на них;
  2. формирование представлений о выразительной сущности элементов музыкальной речи и средств музыкальной выразительности, освоение нотной грамоты;
  3. пробуждение интереса к творческому музицированию и инструментальной деятельности;
  4. развитие музыкальных способностей учащихся (чувства ритма, лада, темпа, звуковысотного, гармонического, полифонического, тембрового, динамического слуха), творческого потенциала, коллективных навыков игры;
  5. формирование художественного вкуса.

При помощи шумовых инструментов ребенок может выполнять различные игровые задания, которые условно можно разделить на несколько групп: 
1. Игра под фонограмму, подбор ритмического аккомпанемента к детским песенкам 
2. Импровизация звуковых картин на заданную тему 
3. Звуковая иллюстрация стихов 
4. Сказки-шумелки

  1. Творческие задания  

Сегодня мне бы хотелось рассказать о таком виде деятельности как игра на детских муз. инструментах. А конкретнее, об игре на шумовых инструментах, изготовленных своими руками из бросового материала. 
Так что же такое шум? 
Шум — беспорядочные непериодические колебания звучащего тела. 
В отличие от музыкальных звуков, шум не имеет точно определенной высоты. 
К шумовым звукам относятся треск, дребезжание, скрип, шелест и т. д., а шумовые оркестровые инструменты - это устройства для получения шумов, которые создают определенный ритмический и тембровый колорит. 
Как Вы думаете, какие инструменты можно отнести к шумовым оркестровым? 
К шумовым оркестровым инструментам относятся ударные инструменты с неопределенной высотой звука: барабаны, гонг, тамтам, тарелки, бубен, треугольник, кастаньеты и т. д. 
Важнейшей особенностью работы с детскими музыкальными инструментами является то, что освоение их не требует специальной подготовки и того времени, которые необходимы при обучении игре на инструменте в специальных музыкальных школах. Благодаря этому ребёнок почти сразу начинает играть на музыкальном инструменте и самостоятельно приобретать опыт в процессе практической работы. 
Играя на шумовых инструментах дети, 

  • во-первых, совершенствуют навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой),
  • во-вторых, чувство ансамбля здесь развивается достаточно легко,
  • в-третьих, дети учатся различать звучание инструментов по тембрам.

Элементарное музицирование способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников. В результате игры на шумовых инструментах у детей развивается любознательность, воображение, речевая и общая инициатива, преодолевается застенчивость, повышается уровень познавательных и творческихспособностей. 
Некоторые шумовые музыкальные инструменты можно сделать своими руками. Именно они вызывают особый интерес к музыке и желание музицировать. Вот то, что всегда может оказаться под рукой: жестяные и пластиковые банки с сухим рисом, гречкой, ложки, крышки от кастрюль. Всевозможные трещотки, расчески, детские погремушки. Связки ключей. Мешочек с орехами - чудесный шорох. Различная бумага (целлофан, пергамент, газета, гофре и пр.) Деревянные кубики, брусочки. Катушки от ниток. Природные материалы: желуди, каштаны, орехи, шишки, скорлупки от них и многое другое. 

Вот некоторые музыкальные инструменты, которые можно сделать своими руками.
Шумелки
Самый простой (по изготовлению) шумовой инструмент - это различные баночки наполненные пуговицами, крупой или бусинами. Что бы проанализировать звучание, нужно встряхнуть баночку или бутылочку. Для оптимального звучания материал в баночке можно либо убрать, либо добавить. Крышку заклеить и украсить баночку. Таким же способом можно изготовить шумовые инструменты из коробочек из-под сока, йогурта.

Звучащие ключи 
Для удобства нужно изготовить стойку в виде буквы П и подвесить ключи. Ударным инструментом может служить гвоздь, ложка или палочка (может подойти деревянный или пластмассовый молоточек). Вместо стойки можно взять плечики для одежды. 
Звонарики 
Металлические баночки с металлическими подвесками закрепленные к крышке. 
Звонкие кольца 
Металлические кольца разного диаметра подвешенные на стойку. 
Чудо-кастаньеты
Вдвое сложенный картон из-под лампочек. На обе внутренние стороны картона наклеить металлические крышки от пивных бутылок. Звук извлекается путем сжатия чудо-кастаньеты в ладони ребенка. 
Трещотка "Гармошка" 
Описание: Деревянные или пластмассовые детали от пирамидки собранные на резинку. С двух сторон резинка завязана петлей. Растягиваем, как будто играем на гармошке. Для детей старше 4 лет. 
Цель: Развитие у детей дошкольного возраста воображения, фантазии, коммуникативных навыков, природных способностей. 
Шейкер
Описание: Жестяные баночки из-под кофе, напитков с мелкими сыпучими предметами. 
Шуршунчик
Описание: Футляр яйцо от "Киндер-сюрприза" с мелкими сыпучими предметами. 
Шуршик 
Описание: Пластиковые баночки от напитков обрезаны, сделаны продольные надрезы полосками по длине, шириной 0,5см, взята часть с горлышком. 
Цель: Развитие метроритмического чувства, мелкой моторики рук. Способствовать приобретению элементарных навыков подыгрывания на ударно-шумовых музыкальных инструментах. 
Для чего используется: Воспроизведение метрической пульсации и ритмического рисунка. Совершенствовать умение различать звучание детских музыкальных инструментов. 
Маракасысвоими руками сделать совершенно просто – любая баночка, бутылочка, яйцо от киндер-сюрприза сгодится для этой цели. Наполнить маракас можно крупой или бусинами. Только имейте ввиду – мелкие детали не должны высыпаться, надежно скрепите имеющиеся швы и закройте отверстия! Дети могут проглотить или засунуть в нос и уши любую мелкую деталь. Сверху игрушку можно обклеить яркой бумагой или раскрасить – ребенок с радостью вам поможет.

Давайте немного поиграем. 

Игра с раздаточным материалом "Определи по ритму". 
Каждый загадывает свой образ: капель, часы, гром, самолёт, машина, поезд и т.д. и передаёт его звучание в определённом ритме на выбранном им самим инструменте. Взрослые отгадывают эту загадку, находя сам предмет или карточку с его изображением. Выигрывает тот, чья загадка будет разгаданы. 

Одной из самых увлекательных форм музыкально – ритмических игр с шумовыми инструментами для ребенка является рассказывание сказок-шумелок. Такой совместный игровой досуг для ребёнка могут организовать родители или взрослые без специальной методической или музыкальной подготовки. В такой сказке текст составляется так, что после одной - двух фраз ребёнку дается возможность что-либо изобразить шумом. 

Игра "Расскажем сказку «Колобок»". 
Но все-таки, выбирая текст сказки, необходимо учитывать насколько он подходит детям по сложности и объёму. Важно заранее определить шумовое оформление для выбранного рассказа или сказочки, смысловые акценты и паузы, сделать соответствующие пометки или условные обозначения в тексте. 
Сказочка или история должны быть выучены так, чтобы можно было рассказывать наизусть. 
Благодаря использованию инструментов история или сказочка становиться более интересной и яркой. 
Перед сказкой раздайте инструменты с учётом возможностей ребенка, можно также предложить выбрать инструмент и дать время проверить звучание. 
Во время исполнения используйте жесты и мимику, говорите медленно и выразительно, выдерживайте паузы. 
Игра на инструменте, должна звучать в паузах, иллюстрируя текст. 
Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или заранее условленным сигналом. 
Также мимикой и жестами можно подсказывать ребенку громкость и скорость игры. 
Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но в то же время быть готовым поддержать незапланированное вступление ребёнка, его творческую инициативу . 
Ребенок должен постепенно запомнить названия инструментов, узнавать их по слуху, а с 4 лет, с помощью взрослого, научиться сравнивать и характеризовать звучание знакомых инструментов. 
А сейчас мы  сами попробуем озвучить небольшое произведение. Но сначала мы сделаем презентацию инструментов (из чего он сделан для чего нужен и как на нем играть) 
Мышиная история 
Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запас на зиму. 
ПОБАРАБАНИТЬ ПАЛЬЧИКАМИ (по барабану или металлической банке) 
И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки. 
МЕТАЛЛОФОН (или «звонкие ключики») 
Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок. 
ТРЕУГОЛЬНИК 
Мыши попрятались в свои норки, где у них было очень много еды. 
Они грызли орешки, 
ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ (деревянные кубики)
грызли зёрнышки 
РУБЕЛЬ (или расчёска) 
И устраивали себе из соломы тёплые гнёздышки. 
ШУРШИМ МАРАКАСАМИ (шуршары из пакетов)
Особенно они любили лакомиться сладкими корешками. 
ЦАРАПАЕМ ПЛАСТИК БАРАБАНА (ИЛИ ДОЩЕЧКУ) 
А снаружи на землю каждый день падал снег 
МЕТАЛЛОФОН (или ложечкой по бокалам) 
Шумел ветер, 
ДУДИМ В БУТЫЛКУ 
И над мышиными норками намело большой-большой сугроб. 
Но мышкам было очень хорошо под снегом в тёплых норках. 
КСИЛОФОН (или барабаним пальчиками по пустой коробке) 
1. Как вы думаете можно ли использовать такие инструменты в музыкальном развитии дошкольников? 
2. Какие в связи с этим открытия, выводы для себя вы сделали? 

3. Возник ли у вас интерес к использованию элементарного музицирования детей в самостоятельной деятельности детей? 
 

Официальные сайты
  • Министерство образования и науки РФ
  • МКУ Администрация Верхнекамского района/a>
  • МКУ Управление Образования Верх. района
  • Календарь
    «  Ноябрь 2017  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
      12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    27282930
    Архив записей
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2017
    Создать бесплатный сайт с uCoz