Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 25.09.2018, 14:03

МКДОУ " Сказка" п. Рудничный

Меню сайта
Форма входа
Поиск

Какую первую помощь детям может оказывать воспитатель, чтобы не превысить своих полномочий.

 

Охрана жизни и здоровья воспитанников – одна из приоритетных задач администрации, педагогического коллектива и других работников ДОО.

Но так как большую часть времени дети проводятс воспитателем, в первую очередь на него возлагается эта обязанность.Если ребенок подавился куском пищи и не может дышать, получил серьезную травму или у него произошла внезапная остановка сердца, жизньдошкольника зависит от педагога. В его силах оказать первую помощь до прибытия медицинскихработников и тем самым спасти ребенка. Но педагог часто не знает, что делать, опасается ответственности за неправильные действия и полагается на медицинского работника. А что еслимедсестра отсутствует на рабочем месте в момент происшествия или ее вообще нет в штатедошкольной образовательной организации?Разберемся, как следует воспитателю поступатьв подобных ситуациях и где заканчивается зонаего ответственности.

Имеет ли право воспитательоказывать первую помощь детям

Первая помощь оказывается с целью спасти пострадавшего – устранить угрозу его жизни, предупредитьдальнейшие повреждения и возможныеосложнения.Каждый человек в России вправе оказать первую помощь пострадавшему в случае экстреннойситуации при наличии у него специальной подготовки и (или) навыков1. Если человек не может этого сделать, он должен вызвать скорую медицинскую помощь, что тоже относитсяк мероприятиям первой помощи. Таким образом, воспитатель имеет право оказывать

первую помощь, но при наличии соответствующей подготовки.

Специальную подготовку педагогам должен обеспечить работодатель за счет средствобразовательной организации1. Период обучения – 1 раз в три года

2. Порядок, формуи оформление результатов обучения такжеопределяет работодатель

3.Согласно ст. 41 Федерального законаот 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образованиив Российской Федерации» охрана здоровьядетей обеспечивается в т. ч. обучением педагогических работников правилам оказания первой помощи. В тоже время, следует помнить,что находясь на рабочем месте, педагог обязан оказывать первую помощь пострадавшимдетям. Эта обязанность педагога прописывается в локальных нормативных актах ДОО:должностных инструкциях, приказах руководителя,инструкциях по охране труда и иных документах, с которыми педагоги должны быть ознакомлены под подпись.

Какие ситуации требуютоказания первой помощи.

С детьми случаются разные ситуации, но не всеони находятся в зоне ответственности воспитателя и требуют оказания первой помощи. Есть ситуации, в которых необходима исключительно помощь врача.

Объем оказания первой помощи определенна законодательном уровне. Существует всего 8 неотложных состояний и 11 мероприятийпо спасению жизни

4. Первую помощь оказываюттолько при состояниях, в которых есть непосредственная угроза жизни и здоровью, а именно:

отсутствие сознания;

остановка дыхания и кровообращения;

наружные кровотечения;

инородные тела верхних дыхательных путей;

травмы различных областей тела;

ожоги;

отморожения;

отравления.

Таким образом, в ситуациях, когда ребенок жалуется на боли в груди и животе, у него высокаятемпература или иные состояния, которые не входят в этот перечень, воспитатель должен обратиться за медицинской помощью.

При восьми неотложных состояниях предусмотреныследующие мероприятия первой помощи:

оценить обстановку и создать безопасные условиядля оказания первой помощи;

вызвать скорую медицинскую помощь;

определить сознание;

восстановить и поддерживать проходимость дыхательныхпутей;

определить признаки жизни у пострадавшего;

провести сердечно-легочную реанимацию;

остановить наружное кровотечение;

выявить признаки травм, отравлений и других состояний,угрожающих жизни и здоровью;

придать оптимальное положение тела пострадавшему;

контролировать состояние пострадавшего и оказыватьему психологическую поддержку;

передать пострадавшего бригаде скорой медицинскойпомощи.

Первую помощь согласно данному перечню необходимооказывать в определенной последовательности

и варьировать в зависимости от состоянияпострадавшего. Алгоритм действий педагогас учетом этой последовательности представленв виде памятки в приложении 1.

Таким образом, ни применение лекарственныхпрепаратов, ни обработка ран не входят в перечень

мероприятий первой помощи,и, значит, воспитательне обязан это делать.

Решение о применении медикаментов – этофактически назначение лечения, которое требуетопределенных медицинских знаний. Такое правоимеет врач или фельдшер. Воспитатель можеттолько помочь ребенку принять лекарство, котороеранее назначил врач.

Обработка ран – дело хирурга, т. к. при осмотреребенка может потребоваться остановка кровотечения,

зашивание раны и прочие хирургическиедействия. Что же касается поверхностных ссадин,то они не представляют угрозы для жизни и здоровьяребенка даже без их обработки.

Какую ответственность несетвоспитатель за неоказаниепервой помощи

Воспитатель самостоятельно принимает решениеоб оказании первой помощи исходя из состояния

ребенка. Однако в случае, если педагог не оказалпервую помощь воспитаннику, он может бытьпривлечен как к дисциплинарной, так и к уголовнойответственности по ст. 125 «Оставление в опасности» УК РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ. Уголовная ответственностьгрозит педагогу, который заведомо

оставил без помощи воспитанника в опасном дляего жизни или здоровья состоянии. Предусмотрено

также альтернативное наказание – штрафные санкцииили лишение свободы до 1 года.

При этом если педагога обвиняют в несчастномслучае, произошедшем с ребенком, но он оказал

ему первую помощь, это обстоятельство смягчаетнаказание (п. 2 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ, п. «к»

ч. 1 ст. 61 УК РФ).

Кроме того, не является преступлением неумышленноепричинение вреда в ходе оказанияпервой помощи. Согласно ст. 39 УК РФ, ст. 2.7 КоАПРФ и ст. 1067 ГК РФ не наказывается причинениевреда в том случае, если им был устранен большийвред (например, если во время сердечно-легочнойреанимации педагог надавил на грудную клеткуи сломал ребро или порвал одежду, но при этомспас жизнь ребенку).

Повысить уровень знаний и качество оказанияпервой помощи поможет профессиональнаяподготовка и регулярная переподготовка педагогов.

В связи с тем, что эти знания и навыкине применяются каждый день, никто не застрахованот ошибки.

В преддверии летнего периода, для которогохарактерно увеличение травмоопасных ситуаций,проведите с педагогами консультацию. Используйтематериалы сайта «Все о первой помощи» –allfirstaid.ru. Он содержит информацию, котораясоответствует действующему законодательству.Предложите педагогам оценить свои знания с помощьюанкеты (приложение 2).

ВАЖНОПамятка для педагогов

 

«Последовательность действий при оказании первой помощи ребенку»

  • 1Осмотрите место происшествия и обеспечьте безопасные условия для оказания первой помощи пострадавшему ребенку (например, отключите электричество, если ребенок попал под действие электрического тока, переместите пострадавшего с проезжей части на тротуар или обочину).
  • 2Проверьте признаки сознания у ребенка (отвечает на вопрос, обращенный к нему, реагирует на прикосновение), при их отсутствии – определите, дышит ли ребенок.
  • 3При отсутствии дыхания вызовите скорую медицинскую помощь по телефонам 103/112 и приступите к сердечно-легочной реанимации (выполните по очереди 30 надавливаний на грудную клетку и 2 вдоха искусственного дыхания) до появления признаков жизни или до прибытия бригадыскорой медицинской помощи.
  • 4Если ребенок без сознания, но дышит, чтобы обеспечить проходимость дыхательных путей, придайте ему устойчивое боковое положение (поворот в указанное положение производится без применения дополнительных приспособлений).
  • 5Если ребенок в сознании, проведите обзорный и подробный осмотры на предмет возможного кровотечения, травм и прочих состояний, которые требуют оказания первой помощи. Затем вызовитескорую медицинскую помощь, если не сделали этого ранее, и выполните необходимые действия:например, остановите кровотечение, наложите повязки и т.д.
  • 6Обеспечьте оптимальное положение тела пострадавшего, наблюдайте за ребенком и поддерживайте его психологически до приезда скорой медицинской помощи. Когда бригада приедет, передайте ей ребенка.

 

Анкета для педагогов

«Вопросы оказания первой помощи детям»

Родители доверяют нам самое дорогое – своих детей. Наша обязанность не только развивать и воспитывать их, но и охранять жизнь и здоровье дошкольников. Чтобы быть готовыми к различным ситуациям, суметь вовремя оказать необходимую помощь ребенку и тем самым избежать печальных последствий, предлагаем вам проверить свои знания и ответить на вопросы данной анкеты.

 

1. Кто может оказывать первую помощь пострадавшему ребенку?

любой человек, который оказался рядом с пострадавшим ребенком;

любой человек, который оказался рядом с пострадавшим ребенком, при наличии у него специальной подготовки и (или) навыков;

только медицинский работник.

2. При каких состояниях ребенка педагог может оказать ему первую помощь?

ожоги;

отравление;

боли в животе;

травмы различных областей тела;

наружные кровотечения;

отсутствие сознания;

высокая температура;

инородные тела верхних дыхательных путей;

остановка дыхания и кровообращения;

боли в груди;

отморожения.

3. Какие из перечисленных мероприятий относятся к оказанию первой помощи?

вызов скорой медицинской помощи;

определение признаков жизни у пострадавшего ребенка;

определение сознания;

оценка обстановки и создание безопасных условий для оказания первой помощи;

восстановление и поддержание проходимости дыхательных путей;

придание оптимального положения телу;

сердечно-легочная реанимация;

обработка ран;

временная остановка наружного кровотечения;

выявление признаков травм, отравлений и других состояний, угрожающих жизни и здоровью;

применение лекарственных препаратов;

контроль состояния и оказание психологической поддержки;

передача пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи.

4. В какой последовательности следует осматривать ребенка при его травмировании?

конечности, область таза и живот, грудная клетка, шея, голова;

голова, шея, грудная клетка, живот и область таза, конечности;

грудная клетка, живот и область таза, голова, шея, конечности.

5. Что нужно делать при сильном кровотечении у ребенка в результате травмы до прибытия бригадыскорой медицинской помощи?

обеспечить безопасные условия для оказания первой помощи;

наложить на рану салфетку, прижать, туго забинтовать;

промыть рану, обработать ее, затем наложить салфетку, туго забинтовать;

если давящая повязка не помогает и кровотечение не останавливается, прижать артерию пальцем, наложить кровоостанавливающий жгут.

6. Как проверить наличие дыхания у ребенка при внезапной потере сознания?

наклониться к ребенку, приложить ухо к его грудной клетке и в течение 10 секунд прислушиваться;

в течение 10 секунд внимательно смотреть на его грудную клетку;

запрокинуть голову ребенка, поднять подбородок, в течение 10 секунд прислушиваться, пытаться ощутить дыхание ребенка на своей щеке, увидеть дыхательные движения его грудной клетки.

7. Как проверить признаки сознания у ребенка?

спросить у ребенка, как его зовут;

аккуратно потормошить за плечи и громко спросить «Что случилось?»;

поводить перед ребенком каким-нибудь предметом и понаблюдать за движением его глаз.

8. Что делать, если ребенок подавился и не может дышать, говорить и кашлять?

ударить по спине между лопатками (до 5 попыток), наклонив ребенка вперед;

выполнить толчки в верхнюю часть живота (детям до года – в грудь) до 5 попыток, если традиционные удары по спине не помогли;

если удары в спину и толчки в верхнюю часть живота не помогли, уложить ребенка на пол, проверить признаки дыхания, при их отсутствии – вызвать скорую медицинскую помощь и приступить к сердечно-легочной реанимации.

9. Что делать, если ребенок получил ожог пламенем, кипятком или паром?

вызвать скорую медицинскую помощь, до ее приезда наблюдать за ребенком;

вызвать скорую медицинскую помощь, до ее приезда наблюдать за ребенком и одновременно

с этим охлаждать место ожога холодной проточной водой не менее 20 минут;

вызвать скорую медицинскую помощь, до ее приезда наблюдать за ребенком и одновременно

с этим приложить холодный предмет к месту ожога, предварительно обернув его куском ткани.

10. Какие предпринять меры при подозрении на отравление ребенка?

прекратить поступление ядовитого вещества в организм ребенка (вынести его из загазованнойзоны, удалить жало насекомого, стереть ядовитое вещество с поверхности кожи и т. д.);

удалить поступивший яд (например, вызвать рвоту);

вызвать скорую медицинскую помощь, до ее приезда наблюдать за ребенком, оказывая помощьпри необходимости (например, при исчезновении признаков жизни приступить к сердечно-легочной реанимации).

______________________________________________________________________________

1 Памятка составлена на основе перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий

по оказанию первой помощи, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 № 477н.

2 Анкета составлена по материалам Памятки «Оказание первой помощи пострадавшим», выпущенной МЧС России (2015 г.).

Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения

Официальные сайты
  • Министерство образования и науки РФ
  • МКУ Администрация Верхнекамского района/a>
  • МКУ Управление Образования Верх. района
  • Календарь
    «  Сентябрь 2018  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
         12
    3456789
    10111213141516
    17181920212223
    24252627282930
    Архив записей
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2018
    Создать бесплатный сайт с uCoz