Главная | Регистрация | Вход | RSS | Воскресенье, 18.04.2021, 09:05 |
МКДОУ " Сказка" п. Рудничный | |
Приветствую Вас Гость |
|
из опыта работы«Фольклор как средство экологического воспитания дошкольников»
Экологическое воспитание дошкольников стало одним из направлений формирования гармонично развитой личности. Осуществляемое средствами народной педагогики, экологическое воспитание определяет следующие задачи: - теоретическое обоснование целесообразности использования фольклора; - выявление потенциала средств народной педагогики; - разработка и апробирование технологии использования средств фольклора; - создание условий для применения фольклора в работе с детьми разных возрастных групп. Чрезвычайно большие возможности для воспитания дошкольников открывает природа. Экскурсии, походы, прогулки, изучение произведений искусства, посвященных природе, — традиционные дела данного направления. Однако только пребывать среди природы недостаточно. Надо уметь видеть красоту природы, эмоционально ее переживать. Эта способность развивается постепенно. Интерес к природе появляется уже в младшем дошкольном возрасте. Малыш удивляется, встречая новый цветок, незнакомое животное, необычное явление (первый снег, бегущие ручейки, нераспустившийся бутон). Его вопросы это первые ростки радостного чувства познания природы, интереса к ней, и это нужно укреплять, поддерживать. Пословицы, поговорки, загадки, небольшие стихи предлагаются детям в процессе наблюдения. Образный язык их помогает выделить особенности явления, определенные качества предмета, усилить эстетическое восприятие природы. Во время наблюдения: загадывание загадок, использование пословиц. Музыкальные, краткие, ритмичные, с несложным содержанием, в доступной стихотворной форме, русские народные запевки, заклички, песни легко запоминаются детьми. Они являются самым доступным источником знаний и сведений об окружающем мире. народная песня – это итог наблюдений за окружающей природой, с которой неразрывно связана жизнь простого народа. Русская песня, попевка, потешка, загадка, пословица, считалка, частушка – это первый и самый доступный источник знаний и сведений об окружающем мире. В более старшем возрасте во время прогулок, походов, работы на садовом участке, экскурсий по экологической тропе обращаем внимание воспитанников на богатство природы, совершенство и гармонию ее форм, воспитывать потребность не только любоваться природой, но и бережно к ней относиться.Народные приметы о природе содержат интересный познавательный материал, приучают детей наблюдать, присматриваться к окружающему. Для детей всех возрастов всегда интересны загадки - древнейшие жанры фольклора, иносказательно, образно изображающие предметы и явления окружающей действительности. Они носят обучающий и развивающий характер и представляют великолепный учебный материал. Имея запас загадок по разным темам, воспитатель может превратить серьезное занятие в увлекательное путешествие. Еще один вид малых форм фольклора – скороговорки, соревновательное и игровое начало, которой очевидно и привлекательно для детей. Велика польза скороговорки как упражнения для улучшения артикуляции, выработке хорошей дикции. Сближение с русской народной культурой необходимо. Дети становятся добрее и внимательнее друг к другу, расширяется их кругозор и повышается интерес к познанию окружающего мира. Русское народное творчество способствует воспитанию любви к Родине и родной природе. Таким образом, использование малых форм фольклора помогает в воспитании и обучении детей, в усвоении знаний о природе. Кроме того, что фольклор используется в образовательной деятельности по художественному творчеству, народной культуре, музыке, но и имеет продолжение в проведении народных и, ставших традиционными, праздников: «Проводы масленицы», «Пасха», «Праздник птиц» и т.д. В повседневной деятельности дети играют в народные игры, используя считалки, заклички, приговоры. А также находит свое отражение и в организации предметно-развивающей среды. Мною изготовлены дидактические игры для детей по экологии с использованием малых фольклорных форм: «Чьи детка?», «Найди такую же бабочку», «разрезные каритнки», «Узнай животного», «Потешки о природных явлениях», «Потешки о животных» и т.д. Разработаны и реализованы проекты «Сбережём елочку-красавицу», « Очистим от мусора наш детский сад». Акции «Покорми птиц», «Сделаем домик для птиц» Викторины «В лес зелёный мы пойдем», с родителями «Вместе не страшны и тучи». КВН «Природа родного края» /подготовительная группа/ для родителей проведены консультации по теме: «Экология и дети» «Осень-волшебная пора», «Не забывайте народные игры», «Лекарства под рукой», «Народные праздники», «А знаете ли вы?», «Природа и малыши». Поэтому очень важно использовать народное творчества в работе с детьми, что является инструментом для вовлечения детей во все виды деятельности. Использованная литература: 1.«МЫ». Программа экологического образования детей /Н.Н. Кондратьева и др. – 2-е изд., испр. и доп.– СПб: «Детство-пресс», 2001г 2.Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М.: Издательский центр «Академия», 1999г 3. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников»; Л.Г.Горькова; Москва 2005г 4. «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в младшей группе»; О.А.Соломенникова; Москва 2009г 5. «Интегрированные циклы занятий по приобщению к русской народной культуре» Т.А. Попова; Мозаика-Синтез 2010г. 6. Программа «Знакомство детей с русским народным творчеством» Т.А.Бударина, О.Н.Корепанова; Детство-пресс 2001г. 7. «Воспитание детей на традициях народной культуры» В.П.Ватеман; Волгоград 2008г. 8. «Знакомим дошкольников с народной культурой»; А.Я. Чабан, Л.Л.Бурлакова; Москва 2011г. 9. Интернет сайты: en.coolreferat.com; fs.nashaucheba.ru |
|
Copyright MyCorp © 2021 |
Создать бесплатный сайт с uCoz |