Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 22.11.2017, 01:50

МКДОУ " Сказка" п. Рудничный

Меню сайта
Форма входа
Поиск

из опыта работы

        «Фольклор как средство экологического воспитания дошкольников»

 

 

Экологическое воспитание дошкольников стало одним из направлений формирования гармонично развитой личности. Осуществляемое средствами народной педагогики, экологическое воспитание определяет следующие задачи:

- теоретическое обоснование целесообразности использования фольклора;

- выявление потенциала средств народной педагогики;

- разработка и апробирование технологии использования средств фольклора;

- создание условий для применения фольклора в работе с детьми разных возрастных групп.

      Чрезвычайно большие возможности для воспитания дошкольников открывает природа.  Экскурсии, походы, прогулки, изучение произведений искусства, посвященных природе, — традиционные дела данного направления. Однако только пребывать среди природы недостаточно. Надо уметь видеть красоту природы, эмоционально ее переживать. Эта способность развивается постепенно.

     Интерес к природе появляется уже в младшем дошкольном возрасте. Малыш удивляется, встречая новый цветок, незнакомое животное, необычное явление (первый снег, бегущие ручейки, нераспустившийся бутон). Его вопросы это первые ростки радостного чувства познания природы, интереса к ней, и это нужно укреплять, поддерживать.
     Ближе и понятнее всего ребенку  народное творчество, а значит оно и интересно. С фольклором малыш встречается раньше, чем с литературой, и именно фольклор является своеобразным проводником в прекрасный мир. Истоки экологической культуры берут свое начало в многовековом опыте народа – в традициях ответственно-бережного и любовного отношения к природным богатствам родной земли. В глубокой древности наши предки хорошо знали жизнь природных обитателей, их взаимоотношения и взаимосвязи. Они поклонялись силам и духам природы, осознавая свою неразрывную связь с ней. Еще не зная грамоты и не имея письменности, они умели читать книгу природы и передавать накопленные знания и умения подрастающему поколению. Народные знания, помогающие людям выживать в условиях суровой природы, нашли отражение в фольклоре, который, по словам А.Н. Толстого, как «изустная литература, ставила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов».
  В младшем дошкольном возрасте дети в совместной деятельности являются больше наблюдателями, чем исполнителями, и тем не менее именно в этом возрасте образец взаимодействия с природой имеет решающее значение. Участие детей в этой совместной деятельности заключается в том, что они наблюдают  действия и слушают взрослого, а если речь сопровождается ещё и народным художественным словом, несущим яркие впечатления, то и процесс запоминания становится проще и интереснее. Красочный, выразительный, образный язык пробуждает интерес детей к фольклору, способствует формированию духовного и эмоционального мира ребенка.

Пословицы, поговорки, загадки, небольшие стихи предлагаются детям в процессе наблюдения. Образный язык их помогает выделить особенности явления, определенные качества предмета, усилить эстетическое восприятие природы. Во время наблюдения: загадывание загадок, использование пословиц.

 Музыкальные, краткие, ритмичные, с несложным содержанием, в доступной стихотворной форме, русские народные запевки, заклички, песни легко запоминаются детьми. Они являются самым доступным источником знаний и сведений об окружающем мире.

народная песня – это итог наблюдений за окружающей природой, с которой неразрывно связана жизнь простого народа. Русская песня, попевка, потешка, загадка, пословица, считалка, частушка – это первый и самый доступный источник знаний и сведений об окружающем мире.

В более старшем возрасте во время прогулок, походов, работы на садовом участке, экскурсий по экологической тропе   обращаем внимание воспитанников на богатство природы, совершенство и гармонию ее форм, воспитывать потребность не только любоваться природой, но и бережно к ней относиться.Народные приметы о природе содержат интересный познавательный материал, приучают детей наблюдать, присматриваться к окружающему.

Для детей всех возрастов всегда интересны загадки - древнейшие жанры фольклора, иносказательно, образно изображающие предметы и явления окружающей действительности. Они носят обучающий и развивающий характер и  представляют великолепный учебный материал. Имея запас загадок по разным темам, воспитатель может превратить серьезное занятие в увлекательное путешествие.

Еще один вид малых форм фольклора – скороговорки, соревновательное и игровое начало, которой очевидно и привлекательно для детей. Велика польза скороговорки как упражнения для улучшения артикуляции, выработке хорошей дикции.

Сближение с русской народной культурой  необходимо. Дети становятся добрее и внимательнее друг к другу, расширяется их кругозор и повышается интерес к познанию окружающего мира. Русское народное творчество способствует воспитанию любви к Родине и родной природе. Таким образом, использование малых форм фольклора помогает  в воспитании и обучении детей, в усвоении знаний о природе.

Кроме того, что фольклор используется в образовательной деятельности по художественному творчеству, народной культуре, музыке, но и имеет продолжение в проведении народных и, ставших традиционными, праздников: «Проводы масленицы»,  «Пасха», «Праздник птиц» и т.д. В повседневной деятельности дети играют в народные игры, используя считалки, заклички, приговоры. А также находит свое отражение и в организации предметно-развивающей среды.

   Мною изготовлены дидактические игры для детей по экологии с использованием малых фольклорных форм: «Чьи детка?», «Найди такую же бабочку», «разрезные каритнки», «Узнай животного», «Потешки о природных явлениях», «Потешки о животных» и т.д.

    Разработаны и реализованы проекты «Сбережём елочку-красавицу», « Очистим от мусора наш детский сад». Акции «Покорми птиц», «Сделаем домик для птиц»

Викторины «В лес зелёный мы пойдем», с родителями «Вместе не страшны и тучи».

КВН «Природа родного края» /подготовительная группа/

для родителей проведены консультации по теме: «Экология и дети»

«Осень-волшебная пора», «Не забывайте народные игры», «Лекарства под рукой», «Народные праздники», «А знаете ли вы?», «Природа и малыши».

Поэтому очень важно использовать народное творчества в работе с детьми, что является инструментом для вовлечения детей во все виды деятельности.

Использованная литература:

1.«МЫ». Программа экологического образования детей /Н.Н. Кондратьева и др. – 2-е изд., испр. и доп.– СПб: «Детство-пресс», 2001г

2.Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М.: Издательский центр «Академия», 1999г

3. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников»; Л.Г.Горькова;

Москва 2005г

4. «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в младшей группе»; О.А.Соломенникова; Москва 2009г

5. «Интегрированные циклы занятий по приобщению к русской народной культуре»

Т.А. Попова; Мозаика-Синтез 2010г.

6. Программа «Знакомство детей с русским народным творчеством»

Т.А.Бударина, О.Н.Корепанова; Детство-пресс 2001г.

7.  «Воспитание детей на традициях народной культуры»

В.П.Ватеман; Волгоград 2008г.

8. «Знакомим дошкольников с народной культурой»; А.Я. Чабан, Л.Л.Бурлакова;

Москва 2011г.

9. Интернет сайты: en.coolreferat.com; fs.nashaucheba.ru

Официальные сайты
  • Министерство образования и науки РФ
  • МКУ Администрация Верхнекамского района/a>
  • МКУ Управление Образования Верх. района
  • Календарь
    «  Ноябрь 2017  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
      12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    27282930
    Архив записей
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2017
    Создать бесплатный сайт с uCoz